РП учебного предмета_Природоведение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г.ИВДЕЛЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Природоведение»
для обучающихся 5 класса (АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Разработчик: Кониболоцкая Н.В.
Учитель географии

г. Ивдель 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограммапоприродоведениюв5классеразработананаосновефедеральногогос
ударственногообразовательногостандартадлядетейсумственнойотсталостью(интеллектуал
ьныминарушениями),наосновепрограммыспециальных(коррекционных)общеобразователь
ныхучреждений,«Просвещение»,2013год,подредакцией В.В.Воронковой и соответствует
реализуемой образовательнойпрограмме и учебному плану школы.Рабочая программа
ориентирована на учебник Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс:
учебник
дляспециальных(коррекционных)образовательныхучреждений8вида.–
Москва,«Просвещение»,2021г.
Данная программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)срокомна1год,наосновеследующихдокументов:
ЗаконРФот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственногообразовательного стандарта начального образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)»
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РоссийскойФедерации».
Рабочаяпрограммасоставленасучетомособенностейпознавательнойдеятельностиучащ
ихся,уровняихобщего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала,
специфических
отклонений
в
развитии,требующихиндивидуальнойилигрупповой
коррекции.
Природоведение - интегрированный естественнонаучный курс, который сочетает в
себе элементы биологии,географии идругихестественныхнаук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии
природных
объектов,
развитиеинтересакизучениюприроды,воспитаниеположительногоэмоциональноличностногоотношениякприродеиприменение
практическихсведенийвповседневнойжизниучащимисяс нарушениями интеллекта.
Основнымизадачамикурса«Природоведение»являются:
 сообщениеэлементарныхзнанийоживойинеживойприроде;
 демонстрациятеснойвзаимосвязимеждуживойинеживойприродой;

 формированиегеографическихпредставленийоформахповерхности,водоемах,насел
ении,городахидр.;

 формированиепредметныхиобще учебныхуменийинавыков;
 воспитаниепатриотическихчувств,видениякрасотыприроды,бережногоотношенияк
природе,еересурсам,знакомство
сосновными
направлениямиприродоохранительнойработы;
 воспитаниесоциальнозначимыхкачествличности;
 формированиеуменийприменятьполученныезнаниявповседневнойжизни(уходзадо
машнимиживотными,выращиваниекомнатныхикультурныхрастений);
 формирование
умений
оказывать
первую
доврачебную помощь,
соблюдать санитарно-гигиеническиетребованияиправилаздорового образажизни.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Первыеприродоведческиезнанияумственноотсталыешкольникиполучаютвдошкольном
возрастеивначальных классах. При ознакомлении с окружающим миром у учеников
формируются начальные знания о природе:они изучают сезонные изменения в природе,
знакомятся
со
временами
года
и
их
признаками,
наблюдают
за

явлениямиприроды,сезоннымиизменениямивжизнирастенийиживотных,получаютэлемент
арныесведенияобохранездоровья.
Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает
преемственность
на
разных
ступеняхобученияшкольников.Врамкахприродоведениярасширяютсязнанияучащихсяомно
гообразииприродныхобъектов, полученные на уроках «Мир природы и человека» в 1-4
классах.
Новая
ступень
изучения
окружающейприроднойсредыобеспечиваетсяначаломсистематизациизнанийобобъектахпр
иродыиформированиипервоначальных представлений о человеке как частиВселенной, о
взаимосвязи
между
миром
живой
и
неживойприроды,междуживымиорганизмами,междудеятельностьючеловекаипроисходящ
имиизменениямивокружающейсреде.Такойподходкотборусодержаниясоответствуеткаквоз
растнымособенностямразвитиямыслительных операций у школьников с нарушениями
интеллекта, так и экологическим требованиям современнойжизни.
Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний
предоставляет возможностьболее успешного продолжения образования на последующих
уровнях развития в процессе изучения географии ибиологии.
Кромевертикальнойпреемственности,программаобеспечиваетигоризонтальныемежпре
дметныесвязи.Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой,
русским
языком,
с
основами
социальнойжизни,физической
культурой,изобразительнымискусством,трудовойподготовкой.
Примерная АООП по курсу «Природоведение» для 5класса состоит из 3 разделов:
«Вселенная», «Наш дом -Земля»,«ЕстьнаЗемлестранаРоссия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами ипланетами,историей исследования космоса и современными достижениями в
этой
области,
узнают
о
значении
Солнца
для
жизнинаЗемле.Учительможетпознакомитьдетейсназваниямипланет,нонедолжентребоватьо
тнихполноговоспроизведенияэтихназваний.
Вразделе«НашдомЗемля»изучаютсяоболочкиЗемли.Содержанияпонятийатмосфера,литосфераигидросфера,
подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах
«Воздух», «Полезныеископаемые»,«Вода»,«Почва» учащиеся знакомятся с основными
свойствами воздуха, воды и почвы, видамиполезных ископаемых, использованием в
хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраныприродных
ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о
поверхности
Земли:
суши(равнины,холмы,овраги,горы)и
водоемов(ручьи,реки,озера,пруды,болота,моряи океаны).
Учительможетиспользоватьнаурокеглобус,физическуюкартуРоссиииполитическуюкар
тумира,предназначенные для начальной школы для демонстрации форм поверхности
Земли и расположения суши и воды наней, опираясь на основные условные цвета суши и
воды
зеленый,
коричневый
и
синий
(не
раскрывая
особенностейпостроениягеографическихкарт).
Впроцессеизученияраздела«ЕстьнаЗемлестранаРоссия»предполагаетсясформироватьу
школьниковэлементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как
единым
государством,
ее
городами,населением,крупнейшимигеографическимиобъектами.Вданномразделеуместноо
бобщитьзнанияпятиклассниково своем родном крае, более подробно познакомить с
основными географическими объектами, занятиями населения,достопримечательностями.
В процессе изучения природоведческого материала, обучающиеся должны понять
логику курса: Вселенная-Солнечная система - планета Земля - оболочки Земли (атмосфера
(в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва,поверхность), гидросфера (вода,
водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек - часть Вселенной.

Отнеживой природызависитжизньрастений,животныхичеловека.
Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной
отсталостью
целостную
картинуокружающегомира,показатьединствоматериальногомира,познатьсвоюРодинукакча
стьпланетыЗемля.
Однойиззадачкурса«Природоведение»являетсяформированиемотивациикизучениюпр
едметовестествоведческогоцикла.Дляэтогопрограммойпредусматриваютсяэкскурсиииразн
ообразныепрактическиеработы,которыеопираютсяналичныйопытучащихсяипозволяютисп
ользоватьвреальнойжизнизнания,полученныенауроках.
Учителюрекомендуетсяпроводитьэкскурсииповсемразделампрограммы,чтообусловле
нокакпсихофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и
явлений
в
естественных
условияхспособствуетболеепрочномуформированиюприродоведческихпредставленийипо
нятий),такисодержаниемучебного материала (значительная часть изучаемых объектов и
явлений,
предусмотренных
программой,
доступнанепосредственномунаблюдениюучащихся).
Втомслучае,когдаизучаемыйматериалтрудендлявербальноговосприятия,программапре
длагаетдемонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). В программе выделены
основные
виды
практических
работ
повсемразделам.Предлагаемыепрактическиеработыимеютразличнуюстепеньсложности:на
иболеетрудные,необязательныедляобщеговыполненияиливыполняемыесовместносучителе
м,обозначаютсяспециальнымзнаком«*».
Наизучениетемы«Сезонныеизменениявприроде»отдельноевремяпрограммойнеотводи
тся,таккакшкольники рассматривали времена года и их характерные особенности в
начальной школе. В 5 классе предлагаетсялишь проводить практические работы:
ежедневное наблюдение за погодой и ведение календаря природы и труда,посезонное
подведение итогов.На знания учащимися сезонных закономерностей в природе
необходимо опиратьсяпри изучениивсехтемкурса.
В связи с тем, что курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к
усвоению в дальнейшембиологического и географического материала, данной
программой предусматривается введение в пассивный словарьпонятий, слов и таких
терминов, как млекопитающие, земноводные, системы органов, материки, глобус, карта и
др.Программой предполагается, что при изучении раздела «Есть на Земле страна Россия»
школьники познакомятся снаиболее значимыми географическими объектами,
расположенными
на
территории
России
(Черное
море,
река
Волга,озероБайкалидр.)Изучениеданныхобъектовноситознакомительныйхарактеринетреб
уетотшкольниковгеографическойхарактеристикиэтихобъектови
нахожденияихнафизической карте.
Содержание материала описано лаконично, без излишней детализации - это дает
учителю большое пространстводля творчества, не ограничивает его жесткими
программными рамками, позволяет учитывать специфику природысвоего края.
Требованиякуровнюбазовыхучебнопознавательныхдействий,уровнюподготовкиобучающихсясинтеллектуальныминарушения
мипоприродоведениюориентированынаовладениенаиболеезначимымигеографическимииб
иологическимизнаниями,приемамипрактическойиинтеллектуальнойдеятельности.Рубрика
«Знать, понимать, уметь» включает в основном требования репродуктивного уровня,
нацеленные на воспроизведениеосновного содержания предмета. Однако в программу
включены и отдельные требования продуктивного характера, ккоторым относятся
формирование предметной деятельности, коммуникативных умений и способов
деятельности,связанныхссоблюдениемнормэкологическогоповедениявприроднойсреде,со
хранениемсобственногоздоровья.

ОПИСАНИЕМЕСТАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТАВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание»
и
относится
кобязательнойчастиучебногопланаобразованияобучающихсяслегкойумственнойотсталост
ью(интеллектуальныминарушениями).
Программарассчитанана2часавнеделю,всего68часов.
Личностные,предметныерезультат освоенияпредмета«Природоведение»
Предметныерезультаты
Минимальныйуровень:
 узнавание
и называние
изученных
объектов
(формы поверхности,
водоемы,
небесные
тела,
основныедостопримечательности
нашей страны)наиллюстрациях,фотографиях;
 представленияоназначенииизученныхобъектов,ихроливокружающеммире;
 отнесениеизученныхобъектовкопределеннымгруппам(нефтьгорючееполезноеископаемое);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
 соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в
жизни человека;
 соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
 выполнение несложных заданий под контролем учителя;
 адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточныйуровень:

 узнаваниеиназываниеизученныхобъектоввнатуральномвидевестественныхусловия








х;знаниеспособовполучениянеобходимой
информации
обизучаемыхобъектахпозаданиюучителя;
представленияовзаимосвязяхмеждуизученнымиобъектами,ихместевокружающемм
ире;
отнесениеизученныхобъектовкопределеннымгруппамсучетомразличныхоснований
дляклассификации(золото-полезное
ископаемые,металлы,цветные
металлы,драгоценные(благородные)металлы);
называниесходныхпо
определеннымпризнакамобъектовиз
тех,которыебыли
изученынауроках,известны издругихисточников;объяснениесвоего решения;
выделениесущественныхпризнаковгруппобъектов;
знаниеисоблюдениеправилбезопасногоповедениявприродеиобществе,правилздоро
вогообразажизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения,заинтересовавшемобъекте;
выполнениезаданиябезтекущегоконтроляучителя(приналичиипредваряющегоиито
говогоконтроля),осмысленнаяоценкасвоейработыиработыодноклассников,проявле
ниекнейценностногоотношения,пониманиезамечаний,адекватноевосприятиепохва

лы;
 совершениедействийпособлюдениюсанитарногигиеническихнормвотношенииизученныхобъектовиявлений;
 выполнениедоступныхвозраступриродоохранительныхдействий;
 осуществлениедеятельностипоуходузакомнатнымиикультурнымирастениями.
Личностныерезультаты

 ОсознаниесебякакгражданинаРоссии;
 формированиечувствагордостизасвоюРодину;
 формирование
уважительного
отношения

к
иномумнению,
населяющих


















истории
и
культуре
народов,
территориюнашейстраны;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
формирование и развитие социально значимых мотивовучебной деятельности;
формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к
своейстране,еенаселению,традициям,обычаям,культурнымиисторическим
достопримечательностям;
развитиенавыковсотрудничествасвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхсит
уациях;
формированиеуменияобращатьсязапомощьюкучителюилиодноклассникамвслучае
возникновениязатруднений при выполнении практических работ, заданий в
тетради на печатной основе, работе со статьейучебника,наглядным материалом
(иллюстрациями,образцамиполезныхископаемых,гербариямиипр.);
формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых
ситуациях на прогулке, в парке, встоловой;
формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о
правилах
поведения
в
быту
и
вприроде
(соблюдение
правилпользованияводойвбыту,правилапроветриванияпомещений);
формированиестремлениясоблюдатьи вестиздоровыйобразжизни;
овладениесоциальнобытовымиумениями,используемымивповседневнойжизни.Формированиезнанийбе
зопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение
техники безопасности припользовании газовой плитой, проветривание
помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержаниячистоты
воздуха,измерениетемпературыводы,воздуха);
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду,работенарезультат,бережномуотношениюк
материальными духовнымценностям;
знакомствосмногонациональнымнаселениемстраны,традициямииобычаяминаселен
ия,природнымиикультурными
достопримечательностями
нашей
страны,
достижениями науки (полеты в космос, переработкаполезных ископаемых),
формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и
своейстраны,формированиебережногоотношениякприроднымбогатствам(ресурсам
)нашейстраны-экологическоевоспитание;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся
мире.
Развитиенавыковсоциальнойадаптациичереззнакомствососвоимкраем(природа,дос
топримечательности,население,традиции,обычаиидр.).

Предмет«Природоведение»в5классеориентированнадостижениеследующихбазов
ыхучебныхдействий:
Личностные:
 осознаниесебякакученика,заинтересованногопосещениемшколы,обучением,заняти
ями;
 самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,договоренностей;
 гордитьсяшкольными
успехамиидостижениямикаксобственными,такисвоихтоварищей.
Коммуникативные:
 умениевступатьвконтактиработатьвколлективе(учитель-ученик,ученик–
ученик,ученик–класс,учитель - класс);
 использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясодноклассникамии
учителем;
 обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь;
 слушатьипониматьинструкциюкучебномузаданиювразныхвидахдеятельностиибыт
у;
 слушатьсобеседника,вступатьвдиалогиподдерживатьего;
 использоватьдоступныеисточникии средстваполученияинформациидлярешения
коммуникативных ипознавательных задач.
Регулятивные:
 приниматьисохранятьцелиизадачирешениятиповыхучебныхипрактическихзадач,
 осуществлятьколлективный поисксредствихосуществления;
 осознаннодействоватьнаосноверазныхвидовинструкцийдлярешенияпрактическихи
учебныхзадач;
 осуществлятьвзаимныйконтрольвсовместнойдеятельности;
 обладатьготовностьюкосуществлениюсамоконтролявпроцесседеятельности;
 адекватнореагироватьнавнешнийконтрольиоценку,корректироватьвсоответствиис
нейсвоюдеятельность.
Познавательные:
 дифференцированновосприниматьокружающиймир,еговременнопространственнуюорганизацию;
 использоватьусвоенныелогическиеоперации(сравнение,анализ,синтез,обобщение,к
лассификацию,установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальномматериале,основе практической
деятельности всоответствии с индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие
несложные,
доступныесущественныесвязииотношениямежду
объектамии процессами.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»В5КЛАССЕ
«Введение» (2 ч)
Чтотакоеприродоведение?Знакомствосучебникомирабочейтетрадью.Зачемнадоизучат
ьприроду.Живаяинеживаяприрода.Живаяприрода:растения,животные,человек.
«Вселенная» (6 ч)
Небесныетела:планеты,звезды.Солнечнаясистема.Солнце.
Исследованиекосмоса.Спутники.Космическиекорабли.Полетывкосмос.Современныеи

сследования.Сменадняиночи.
Смена
временгода.Сезонные
изменениявприроде.Практические работы
Зарисовкизвездногонеба,формыЗемлииЛуны,космическогокорабля.
Экскурсия(планетарий,музейкосмонавтики,обсерватория)илинаблюдениезазвездным
небом.
Межпредметныесвязи
Мирприродыичеловека,русскийязык,математика,изобразительнаядеятельность.
«Нашдом-Земля»(10 ч)
ПланетаЗемля.ОболочкиЗемли:атмосфера,гидросфера,литосфераВоздухи
егоохрана.Значение воздухадляжизнинаЗемле.
Свойствавоздуха:прозрачность,бесцветность,объем,упругость.Использованиеупругост
ивоздуха.Теплопроводностьвоздуха.Использованиеэтогосвойствавоздухавбыту.Давление.
Расширениевоздухапринагревании исжатиеприохлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх,
холодный опускаетсявниз.Движениевоздуха.Ветер.Работа ветра вприроде.Направление
ветра.Ураган,способызащиты.
Температуравоздуха.Знакомствостермометрами.Измерениетемпературывоздуха.
Составвоздуха:кислород,углекислыйгаз,азот.Кислород,егосвойствоподдерживатьгоре
ние.Значениекислородадлядыханиярастений,животныхичеловека.Применениекислородав
медицине.Углекислыйгазиегосвойствонеподдерживатьгорение.Применениеуглекислогог
азапритушениипожара.
Чистыйизагрязненныйвоздух.Примесиввоздухе(водянойпар,дым,пыль).Поддержаниеч
истотывоздуха.Значениевоздухавприроде.
«Полезныеископаемые»(14ч)
Полезныеископаемые.Видыполезныхископаемых.Свойства.Значение.Способыдобычи
.
Полезныеископаемые,используемыевкачествестроительныхматериалов.Гранит,извес
тняки,песок,глина.Внешнийвид,свойства,добычаииспользование.
Горючиеполезныеископаемые.Торф.Внешнийвидисвойстваторфа:цвет,пористость,хру
пкость,горючесть.
Образованиеторфа,добычаииспользование.
Каменныйуголь.Внешнийвидисвойствакаменногоугля:цвет,блеск,горючесть,твердость
,хрупкость.
Добычаииспользование.
Нефть.Внешнийвидисвойстванефти:цветизапах,текучесть,горючесть.Добычанефти.Проду
ктыпереработки нефти:бензин,керосинидругиематериалы.
Природныйгаз.Свойствагаза:запах,горючесть.Добычаииспользование.Правилаобраще
ниясгазомвбыту.
Полезныеископаемые,используемыедляполученияметаллов.
Черныеметаллы(различныевидысталиичугуна).Свойствачерныхметаллов:цвет,блеск,т
вердость,упругость,пластичность,теплопроводность,ржавление.Распознаваниестали
ичугуна.
Цветныеметаллы.Отличиечерныхметалловотцветных.Применениецветныхметаллов.А
люминий.Внешнийвид
исвойстваалюминия:цвет,твердость,пластичность,теплопроводность,устойчивостькржавле
нию.
Распознаваниеалюминия.Медь.Свойствамеди:цвет,блеск,твердость,пластичность,тепл
опроводность.
Распознаваниемеди.Ееприменение.
Благородные(драгоценные)металлы:золото,серебро,платина.Внешнийвид,использован

ие.Охрананедр.
«Вода»(14ч)
Водавприроде. Рольводывпитанииживыхорганизмов.
Свойстваводыкакжидкости:непостоянствоформы,Способностьрастворятьнекоторыетв
ердыевещества(соль,сахари др.).Учетииспользованиесвойствводы.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов.
Растворы
в
природе:
минеральнаяи
морскаявода.Питьеваявода.Прозрачнаяимутнаявода.Очисткамутнойводы.
Трисостоянияводы.Температураиееизмерение.Единицаизмерениятемпературыградус.Температураплавленияльдаикипенияводы.
Расширениепринагреванииисжатиеприохлаждении,расширениепризамерзании.
Работаводывприроде.Образованиепещер,оврагов,ущелий.Наводнение(способызащиты
отнаводнения).
Значениеводывприроде.Использованиеводывбыту,промышленностиисельскомхозяйст
ве.Экономияпитьевой воды.
Водавприроде:осадки,водысуши.
Водысуши.Ручьи,реки,озера,болота,пруды.Моряиокеаны.Свойстваморскойводы.Значение
морейиокеановв жизничеловека.
Охранаводы.
«Поверхностьсуши.Почва»(7 ч)
Равнины,холмы,овраги.Горы,
Почва—
верхнийслойземли.Составпочвы:перегной,глина,песок,вода,минеральныесоли,воздух.Мин
еральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок
и соли - минеральнаячастьпочвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способностьвпитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнениеглины иглинистыхпочв по
воднымсвойствам.
Основноесвойствопочвыплодородие.Обработкапочвы.Значениепочвывнародномхозяйстве.Эрозияпочв.Охранапочв
.
Практическиеработы
 Проведениеопытов,демонстрирующихсвойстваводы,воздуха,почвы.
 Зарисовкаформповерхностисуши.
 Составлениетаблицы«Полезныеископаемые».
 Заполнениесхемы«Водысуши».
 Изготовлениемакетовформповерхностисуши.
Экскурсии(1ч)
Экскурсиикместнымприроднымобъектам(почвенныеобнажения,формыповерхностиЗе
мли,водоемы).
Межпредметныесвязи
Мирприродыичеловека,русскийязык,ручнойтруд,изобразительнаядеятельность.
«ЕстьнаЗемлестранаРоссия»(15ч)
Россия-Родинамоя.МестоРоссиинакартемира.
Важнейшиегеографическиеобъекты,расположенныенатерриториинашейстраны:ЧерноеиБа
лтийскоеморя,УральскиеиКавказскиегоры,озероБайкал,рекиВолга,
Енисейилидругиеобъектывзависимости отрегиона.

Москва - столица России Санкт-Петербург.
Крупныегорода,ихдостопримечательности.НижнийНовгород,Казань,Волгоград,Новосиби
рск,Владивостокили
другиегородаевропейскойи
азиатской
частей
России
(поусмотрениюучителя).
Древниерусские города. Историческиеи культурныедостопримечательности. Ярославль,
Владимир,
города
Золотого
кольца.Населениенашейстраны.Городскоеисельскоенаселение.НародыРоссии.
Вашгород(поселок,село,деревня).Важнейшиегеографическиеобъектырегиона.Поверхн
ость,водоемы.
Занятиянаселения.Достопримечательности.
Обобщениераздела«Неживаяприрода»(2ч).
Практическиеработы
 ЗарисовкагосударственногофлагаРоссии.
 Изготовлениеальбома«Россия-нашаРодина».
 НахождениеРоссиинаполитическойкарте.
 Изготовлениеальбома«Нашгород(поселок,село,деревня)».
Экскурсии
Экскурсии
по городу
или поселку
(природные
объекты,
промышленные
или сельскохозяйственныепредприятия,краеведческий
музей,достопримечательности своей местности).
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименованиераздела
Ведение
Вселенная
Наш-домЗемля из них:
Воздух
Полезныеископаемые
Вода
Поверхностьсуши-почва
ЕстьнаЗемлестранаРоссия
ИТОГО:

Количество
часов
2
6
45
10
14
14
6
15
68

Количествоконтрольных
работ

Межпредметныесвязи
Русскийязыкичтение,ручнойтруд,изобразительнаядеятельность.

1
1
1
1
4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Учебная
неделя

№
п/п

Название раздела, темы
Введение

1 неделя
2 неделя

1
2

3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя

3
4
5
6
7

8 неделя

8

9 неделя
10 неделя

9
10

11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя

11
12
13
14
15

16 неделя
17 неделя
18 неделя

16
17
18

19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28 неделя

28

Чтотакое природоведение?
Предметы
и явления неживой и живой природы.
Вселенная
Небесные
тела:
планеты, звезды.
Солнечнаясистема.Солнце.
Исследование
космоса. Спутники. Космические корабли.
Полетывкосмос.
Сменадняиночи. Смена
времен
года.
Сезонныеизменения в природе
Обобщающий урок по разделу «Вселенная»
Наш дом - Земля
Воздух
Планета–Земля.Оболочка Земли.
Воздух.Воздухиегоохрана.Значениевоздухадляжизни
наЗемле.
Свойствавоздуха.
Давление
и
движениевоздуха.
Температура воздуха.Термометр.
Движение
воздуха в природе. Ветер.
Состав
воздуха.
Кислород,егозначениеиприменение.
Состав
воздуха.
Углекислый
газ
и
азот.
Значениеиохранавоздуха.
Контрольная работа «Нашдом–Земля».
Полезные ископаемые
Полезные
ископаемые. Виды, значение, способы добычи.
Гранит,известняк.
Песок,глина.
Горючие полезные ископаемые.Торф.
Каменныйуголь.Свойства.
Добыча и использование каменного угля.
Нефть.
Внешний
вид
и свойства.
Добыча
и использование нефти.
Природный
газ. Свойства,добыча, использование.
Правилаобращениясгазомв быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Кол-во
часов
2

6

45
10

14

29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя

29
30
31
32

33 неделя
34 неделя
35 неделя
36 неделя
37 неделя
38 неделя

33
34
35
36
37
38

39 неделя
40 неделя
41 неделя

39
40
41

42 неделя
43 неделя
44 неделя
45 неделя
46 неделя

42
43
44
45
46

47 неделя
48 неделя
49 неделя
50 неделя
51 неделя
52 неделя
53 неделя

47
48
49
50
51
52
53

54 неделя
55 неделя
56 неделя
57 неделя
58 неделя
59 неделя
60 неделя

54
55
56
57
58
59
60

61 неделя
62 неделя
63 неделя
64 неделя
65 неделя
66 неделя

61
62
63
64
65
66

Черныеметаллы. Сталь. Чугун.
Цветныеметаллы.
Благородные (драгоценные) металлы.
Охрана полезных ископаемых
Контрольная работа потеме «Полезныеископаемые»
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойстваводы
Растворимые и нерастворимые
вещества.Питьевая вода.
Прозрачнаяимутнаявода.Очистка мутной воды
Трисостоянияводы. Температураиееизмерение
Расширениеводыпринагреванииисжатиеприохлаждении,расшир
ение призамерзании.
Свойстваводы. Лабораторнаяработа.
Работаводывприроде.
Значениеводывприроде.Использованиеводывбыту,
промышленности исельскомхозяйстве.
Вода
в природе:
осадки, воды суши.
Водысуши:ручьи, реки.
Водысуши:озера,болота, пруды,водохранилища.
Моряиокеаны. Использование и охрана воды.
Контрольная работа потеме: «Вода»
Поверхности суши. Почва
Формыповерхностисуши:равнины,холмы,овраги
Горы
Почва - верхний слой земли. Состав почвы
Разнообразиепочв
Основноесвойствопочвы - плодородие.Обработкапочвы.
Охрана почвы
Контрольная работапо теме«Почва»
Есть на Земле страна Россия
Место
России на земномшаре.Знакомствоскартой
Моряиокеаны,омывающие
берегаРоссии
Горы
и
равнины
на территории нашей страны
Рекииозера
России
Москва-столицаРоссии
Санкт-Петербург
Города
Золотого кольца России: Ярославль, Владимир,
Ростов Великий.
НижнийНовгород,Казань, Волгоград
Новосибирск,Владивосток
НаселениеинародыРоссии
Экскурсия. Наш
город.
Важнейшие географические
объекты нашего города.
Контрольная работа по разделу «Есть
на
Земле
страна
Россия»

14

7

15

67 неделя
68 неделя

67
68

Неживая природа. Экскурсия
Итоговый контроль знаний по курсу «Природоведение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».