Рабочая общеразвивающая программа художественной направленности_Мягкая игрушка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ИВДЕЛЯ

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №2
________________________
Миклина Е.М.
Приказ № 23-У
от «01» сентября 2023 г.

Рабочая общеразвивающая программа художественной направленности
«Мягкая игрушка»

Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Индюкова Татьяна Леонидовна,
педагог дополнительного образования

г. Ивдель, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мягкая игрушка» разработана в соответствии и с учѐтом следующих
нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция,
2016); приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008;
методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О
направлении информации»).
Программа дополнительного образования детей предусматривает
занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и
терпения. Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки.
Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его
познание и понимание проходят через игрушку. Мягкие игрушки
изготавливаются и шьются руками. Изготовление игрушек своими руками средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих
сил, то есть общего развития ребенка. Пошив мягких игрушек - это
своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь,
память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям
умственного, нравственного, эстетического воспитания. Мягкая игрушка –
один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются
разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над
игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность
и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного
художественного творчества. Данный вид рукоделия – важный компонент
трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья,
работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление,
учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Cодержание курса выстроено в определенной последовательности с
нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью
игрушек по этой программе могут ребята как младшего, так и среднего
школьного возраста.
Направленность программы: художественная

Новизна программы заключается в ее практической значимости: она
открывает большие возможности профориентационной и трудовой
деятельности каждому, участвующему в ее реализации.
Актуальность программы обусловлена тем, что изготовление игрушки
– это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения,
приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы,
воображения, воспитание художественного вкуса. Особое внимание
уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной
организации их труда. При проведении занятий необходимо строго
выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать
неукоснительного выполнения этих правил учащимися. Вся работа по
изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому
обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с
наиболее известными художественными промыслами, с национальными
традициями своего народа и отдельных областей. Работая над мягкой
игрушкой, дети не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир
более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в
созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Общаясь между собой,
обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, ребята учатся
взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре
отношений в обществе. Также, предполагается участие детей в конкурсах,
выставках разного уровня.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на учащихся 7-14 лет, мотивированных
на занятия прикладным творчеством
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года. Одна группа-первый год обучения
(216 часов), две группы- второй год обучения (по 216 часов). Всего занятий в
учебном году – 648 часов. (36 недель)
Режим занятий. Занятия у каждой группы проходят 3 раза в неделю по
2 академических часа. Продолжительность занятия- 45 мин., перерыв между
занятиями 10 минут.
Дети объединены в две возрастные группы по годам обучения: первый
год обучения: 7–9 лет; второй год обучения: 10–14 лет. Всего три группы,
одна - первый год обучения, две группы - второй год обучения. В каждой

группе от пяти до десяти человек. Кроме групповых занятий, предусмотрены
индивидуальные встречи с детьми.
В объединение принимаются все желающие обучаться по данной
программе, специального отбора не производится. На второй год обучения
могут поступать и вновь прибывающие дети, при наличии у них
определѐнного уровня знаний и умений.
Год
Группа
обучения
первый

1

второй

2

второй

3

Дата
Дата
Количество Количество Режим
начала окончания учебных
учебных занятий
занятий
занятий
недель
часов
1
24 мая
36
216
3 раза в
сентября
неделю
по 2
часа
1
24 мая
36
216
3 раза в
сентября
неделю
по 2
часа
1
24 мая
36
216
3 раза в
сентября
неделю
по 2
часа

Формы обучения и виды занятий по программе
Обучение по программе – очное. Программа совмещает в себе две
формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам
программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим
занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в
альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счѐт другой
темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года.
ЦЕЛЬ: создание условий для развития творческого потенциала
обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности

ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным
искусством посредством изготовления игрушки.
ЗАДАЧИ:
Образовательные - научить работать с выкройками, тканью;
- обучить основам кройки и шитья игрушек; - научить оформлять игрушку; обучить рациональному использованию материалов;- обучить основным
швам, необходимым для пошива мягких игрушек;
Развивающие: - развивать творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; - развивать
образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные: - воспитывать аккуратность, стремление доводить работу
до конца; - формировать практические трудовые навыки в процессе
обучения; - воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие,
усидчивость; - воспитывать уважительное отношение к людям труда и
результату их трудовой деятельности; - воспитывать эстетический вкус.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1- го года обучения.
№
Наименование темы
1 Вводное занятие. Правила техники
безопасности.
Инструменты
и
материалы. Правила пользования
2 Назначение и виды игрушек. Цветовое
решение.
3 Правила работы с выкройками
4 Виды швов
5 Безлекальные куклы
6 Плоские игрушки
7 Полуплоские игрушки
8 Объѐмные игрушки
9 Полезные игрушки
10 Итоговое занятие
Всего:

Всего
4

Теория
3

Практика
1

4

2

2

4
8
20
26
30
66
52
2
216

2
2
2
2
4
8
4
1

2
6
18
24
26
58
48
1

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения
1. Вводное занятие- 4 часа. Теория (3 ч.) - знакомство с детьми; - понятие о
декоративно-прикладном искусстве; - знакомство с рабочим местом; планирование проведения занятий; - правила техники безопасности; предъявляемые требования к инструментам и материалам. Практика (1 ч.)
2. Назначение и виды игрушек. Цветовое решение- 4 часа. Теория (2 ч.)История возникновения игрушек; теория подбора материалов и цветовое
решение игрушки; - особенности оформления игрушки. Практика (2 ч) –
подбор цветового решения; - рисование на тему «Моя любимая игрушка».
3. Правила работы с выкройками- 4 часа. Теория (2 ч.)- знакомство с
выкройками, техника изготовления выкройки на игрушку; - этапы работы с
готовой выкройкой. Практика (2 ч) - выкройка и изготовление игольницы.
4. Виды швов- 8 часов. Теория (2 ч.) - основные сведения о ручных швах и
их применении на практике. Практика (6 ч.) - освоение ручных швов «вперед
иголку», «назад иголку», «потайной», « через край» и др.
5. Безлекальные куклы – 20 часов. Тряпичная и нитяная народная кукла.
Теория (2 ч) - История возникновения куклы. История народной тряпичной
куклы. Демонстрация народных тряпичных кукол. Технология изготовления
народных тряпичных кукол.
Инструменты и материалы. Традиции,
связанные с изготовлением кукол. Разнообразие и назначение обрядовых
кукол. Практика (18 ч) - выполнение кукол: «Куватка», «Купавка»,
«Ангелочек», «Подорожница», «Травница», «На счастье», «Зайчик на
пальчик», игрушка «Птица».
6. Плоские игрушки – 26 часов. Теория (2 ч) - беседа «Изображение
животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности оформления
плоской игрушки. Правила раскроя парных деталей. Фурнитура для мягкой
игрушки. Практика (24 ч) - изготовление сувениров: бабочка, сумочка,
лошадка, гномик, хрюшка, грибок, попугай, медвежонок.
7. Полуплоские игрушки – 30 часов. Теория (4 ч) - общие сведения о
построении чертежа полуплоской
игрушки; - особенности пошива
полуплоских игрушек; - особенности оформления мордочки, утяжка.
Практика (26 ч) - построение выкройки полуплоской игрушки; - технология
пошива; - пошив игрушек: кролик, кошечка, лисенок, дельфинчик, веточка
вишни, котѐнок и т.д.

8. Объемные игрушки – 66 часов. Теория (8 ч.) - общие сведения об
особенностях и разновидностях объемных игрушек; - общие сведения о
построении чертежа объемной игрушки; - особенности пошива объемных
игрушек. Практика. (58 ч.) - основные правила построения чертежа
выкройки объемной игрушки; - изготовление выкроек (мышка, зайчик,
собачка, слоник, утенок, овечка, коза, цыпленок и т.д.); - пошив игрушек.
9. Полезные игрушки – 52 часа. Теория (4 ч.) - общие сведения об
особенностях, разновидностях и назначении полезных игрушек; - принципы
пошива игрушки. Практика (46 ч.) - особенности построения чертежа
выкройки полезной игрушки; - изготовление выкроек (футляр для телефона,
прихватка - рукавичка для кухни, игольница – сердечко, игольница – божья
коровка, валентинка – сердечный привет, волшебный сундучок для швейных
принадлежностей, карандашница, газетница, игрушка «баба на чайник»,
подушка из лоскутков, кармашки-саше и т.д.), мешочек для ключей; - пошив
полезных игрушек.
10. Итоговое занятие – 4 часа. Теория (2 ч.) - проведение собеседования по
изученным темам. Практика (2 ч.) - итоговая выставка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2- го года обучения.
№
Наименование темы
Всего
1 Вводное занятие. Правила техники 4
безопасности
2 Виды швов. Особенности пошива 8
мягких игрушек. Повторение.
3 Объѐмные игрушки
90
4 Полезные игрушки
30
5 Каркасные игрушки
42
6 Куклы Тильда
38
7 Итоговое занятие
4
Всего:
216

Теория
2

Практика
2

4

4

10
4
8
4
2
34

80
26
34
34
2
182

Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности – 4 часа. Теория (2 ч.)
- правила рабочего человека; - полезные советы; - правила техники
безопасности. Практика (2 ч.) - организация своего рабочего места.

2. Виды швов – 8 часов. Теория (4 ч.) - общие сведения о практическом
использовании различных швов при пошиве мягкой игрушки;
ознакомление с новыми видами швов и повторение материала 1 года
обучения. Практика (4 ч.) - изготовление образцов с различными видами
швов на ткани; - оформление альбома с образцами ручных швов
3. Объемные игрушки - 90 часов. Теория (10 ч.) - общие сведения об
особенностях и разновидностях объемных игрушек; - общие сведения о
построении чертежа объемной игрушки; - особенности пошива объемных
игрушек; - увеличение и уменьшение выкройки. Практика (80 ч.) изготовление выкроек (кошечка, зайчик, собачка, овечка, коза, лисичка,
львенок, медвежонок и т.д.); - пошив игрушек.
4. Полезные игрушки – 30 часов. Теория (4 ч.) - беседа о значимости
полезной игрушки; - принципы пошива полезной игрушки;- особенности
построения чертежа выкройки полезной игрушки. Практика (26 ч.) - изготовление выкроек (диванная подушка из лоскутков, декоративная
подушка с элементами вышивки, кухонная прихватка в форме животного,
шкатулка для рукоделия, кармашки-саше в форме кукол и т.д.); - пошив
полезных игрушек.
5. Каркасные игрушки – 42 часа. Теория (8 ч.) - общие сведения об
особенностях и разновидностях каркасных игрушек; - разновидности каркаса
и правила его построения; - техника изготовления каркаса из поролона; техника изготовления каркаса из проволоки. Практика (34 ч.) - изготовление
выкроек каркасной игрушки (жираф, слоник, кролик, овечка, собачка,
поросенок, петушок и т.д.) - пошив каркасных игрушек.
6. Куклы Тильда – 38 часов. Теория (4 ч.) - сведения об истории
возникновения куклы; - особенности пошива и оформления. Практика (34 ч.)
– изготовление выкроек; - пошив кукол Тильда: русалочка, ангел, мишка,
мартышка, кашалот, дама, матрѐшка и др.
7. Итоговое занятие – 4 часа. Теория (2 ч.) - проведение собеседования по
изученным темам. Практика (2 ч.) - итоговая выставка.
В процессе занятий по программе обучающиеся будут
знать:
-технику выполнения швов, используемых в пошиве игрушек;
-принципы изготовления лекала;

-правила техники безопасности при работе с колющими и
инструментами;
-технологию изготовления мягкой игрушки;
-приемы декоративного оформления игрушки.
уметь:
-изготовлять выкройки-лекала;
-производить раскрой деталей;
-вырезать аккуратно детали кроя;
-выполнять швы, применяемые в пошиве игрушки;
-работать с инструментами: иглы, ножницы;
-соединять детали игрушки;
-набивать части игрушки;
-оформлять игрушку.

режущими

В результате занятий по изготовлению мягкой игрушки
-у детей формируется художественный вкус;
-развиваются воображение, логическое мышление, чувство цвета, глазомер,
мелкая моторика;
-формируются положительные черты характера: трудолюбие, аккуратность,
собранность, усидчивость, отзывчивость;
-развивается
индивидуальность
ребенка,
формируется
адекватная
самооценка;
-формируется способность к самореализации в современном мире;
-у учащихся формируется нравственное отношение к миру, общекультурным
ценностям.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. Москва,
АйрисПресс, 2004.
2. Банакина Л., Лоскутное шитье. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс
книга. 2007.
3. Войнатовская Е. Текстильные ангелы и феи. Пошаговый мастер – класс.
СПб, Питер, 2013
4. Войнатовская Е. Текстильные зайки. Пошаговый мастер - класс. Питер,
2013

5. Герлинг С. Мягкие игрушки. Пошаговые мастер – классы для
начинающих. Эксмо 2013 .
6. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. Москва, Легпромиздат,2000.
7. Денисова Н. Пушистики и мохнатики. Шьем сами. Москва, Айрис-Пресс,
2005.
8. Каминская Е. Мягкие игрушки своими руками. Эксмо –Пресс, 2013
9. Костикова И. Школа лоскутной техники. –М.: Культура и традиции, 1999.
10. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. Москва, Культура и
традиции. 1999.
11. Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб,
Паритет, 2003.
12. Кочетова С. Игрушки для всех. Москва, ОЛМА-ПРЕСС 1999.
13. Кружок мягкой игрушки. Методические рекомендации. ГДТЮ СПб
1998.
14. Митителло К. Мягкая игрушка по правилам и без. Москва, Эксмо,2007.
15. Пискунова А. Игрушки из носков, АСТ – Пресс, 2014
16. Фролова Т. Ф. Подарок своими руками. Мягкая игрушка. Москва, АстСталкер, 2004.
17. Якубович А. Мягкая игрушка (новые модели). СПб, Литера,2005.
ресурсы: 1. http://Минобрнауки.рф/ 2. http://www.anichkov.ru/ 3.
http://pedmir.ru/ 4. http://pedmix.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».