МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ИВДЕЛЯ УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №2 ________________________ Миклина Е.М. Приказ № 23-У от «01» сентября 2023 г. Рабочая общеразвивающая программа художественной направленности «Мягкая игрушка» Возраст обучающихся: 7-14 лет Срок реализации: 2 года Автор - составитель: Индюкова Татьяна Леонидовна, педагог дополнительного образования г. Ивдель, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мягкая игрушка» разработана в соответствии и с учѐтом следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016); приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»). Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения. Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Изготовление игрушек своими руками средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка. Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели. Cодержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята как младшего, так и среднего школьного возраста. Направленность программы: художественная Новизна программы заключается в ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации. Актуальность программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса. Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда у обучающихся, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий необходимо строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил учащимися. Вся работа по изготовлению игрушек тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Работая над мягкой игрушкой, дети не только приобщаются к творчеству, но и постигают мир более чувственно, разнообразно. Вкладывая частичку своей души в созданную ими игрушку, учатся любить и отдавать. Общаясь между собой, обмениваясь мнениями, помогая друг другу в работе, ребята учатся взаимному уважению друг к другу и одновременно приобщаются к культуре отношений в обществе. Также, предполагается участие детей в конкурсах, выставках разного уровня. Адресат программы Данная программа рассчитана на учащихся 7-14 лет, мотивированных на занятия прикладным творчеством Объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 2 года. Одна группа-первый год обучения (216 часов), две группы- второй год обучения (по 216 часов). Всего занятий в учебном году – 648 часов. (36 недель) Режим занятий. Занятия у каждой группы проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия- 45 мин., перерыв между занятиями 10 минут. Дети объединены в две возрастные группы по годам обучения: первый год обучения: 7–9 лет; второй год обучения: 10–14 лет. Всего три группы, одна - первый год обучения, две группы - второй год обучения. В каждой группе от пяти до десяти человек. Кроме групповых занятий, предусмотрены индивидуальные встречи с детьми. В объединение принимаются все желающие обучаться по данной программе, специального отбора не производится. На второй год обучения могут поступать и вновь прибывающие дети, при наличии у них определѐнного уровня знаний и умений. Год Группа обучения первый 1 второй 2 второй 3 Дата Дата Количество Количество Режим начала окончания учебных учебных занятий занятий занятий недель часов 1 24 мая 36 216 3 раза в сентября неделю по 2 часа 1 24 мая 36 216 3 раза в сентября неделю по 2 часа 1 24 мая 36 216 3 раза в сентября неделю по 2 часа Формы обучения и виды занятий по программе Обучение по программе – очное. Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями. Количество часов может добавляться за счѐт другой темы в зависимости от задач, которые корректируются в течение года. ЦЕЛЬ: создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, расширения возможностей для самореализации личности ребенка, получения базовых навыков занятий декоративно-прикладным искусством посредством изготовления игрушки. ЗАДАЧИ: Образовательные - научить работать с выкройками, тканью; - обучить основам кройки и шитья игрушек; - научить оформлять игрушку; обучить рациональному использованию материалов;- обучить основным швам, необходимым для пошива мягких игрушек; Развивающие: - развивать творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; развивать моторику рук, глазомер. Воспитательные: - воспитывать аккуратность, стремление доводить работу до конца; - формировать практические трудовые навыки в процессе обучения; - воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, усидчивость; - воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности; - воспитывать эстетический вкус. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1- го года обучения. № Наименование темы 1 Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы. Правила пользования 2 Назначение и виды игрушек. Цветовое решение. 3 Правила работы с выкройками 4 Виды швов 5 Безлекальные куклы 6 Плоские игрушки 7 Полуплоские игрушки 8 Объѐмные игрушки 9 Полезные игрушки 10 Итоговое занятие Всего: Всего 4 Теория 3 Практика 1 4 2 2 4 8 20 26 30 66 52 2 216 2 2 2 2 4 8 4 1 2 6 18 24 26 58 48 1 СОДЕРЖАНИЕ Содержание учебно-тематического плана 1-го года обучения 1. Вводное занятие- 4 часа. Теория (3 ч.) - знакомство с детьми; - понятие о декоративно-прикладном искусстве; - знакомство с рабочим местом; планирование проведения занятий; - правила техники безопасности; предъявляемые требования к инструментам и материалам. Практика (1 ч.) 2. Назначение и виды игрушек. Цветовое решение- 4 часа. Теория (2 ч.)История возникновения игрушек; теория подбора материалов и цветовое решение игрушки; - особенности оформления игрушки. Практика (2 ч) – подбор цветового решения; - рисование на тему «Моя любимая игрушка». 3. Правила работы с выкройками- 4 часа. Теория (2 ч.)- знакомство с выкройками, техника изготовления выкройки на игрушку; - этапы работы с готовой выкройкой. Практика (2 ч) - выкройка и изготовление игольницы. 4. Виды швов- 8 часов. Теория (2 ч.) - основные сведения о ручных швах и их применении на практике. Практика (6 ч.) - освоение ручных швов «вперед иголку», «назад иголку», «потайной», « через край» и др. 5. Безлекальные куклы – 20 часов. Тряпичная и нитяная народная кукла. Теория (2 ч) - История возникновения куклы. История народной тряпичной куклы. Демонстрация народных тряпичных кукол. Технология изготовления народных тряпичных кукол. Инструменты и материалы. Традиции, связанные с изготовлением кукол. Разнообразие и назначение обрядовых кукол. Практика (18 ч) - выполнение кукол: «Куватка», «Купавка», «Ангелочек», «Подорожница», «Травница», «На счастье», «Зайчик на пальчик», игрушка «Птица». 6. Плоские игрушки – 26 часов. Теория (2 ч) - беседа «Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности оформления плоской игрушки. Правила раскроя парных деталей. Фурнитура для мягкой игрушки. Практика (24 ч) - изготовление сувениров: бабочка, сумочка, лошадка, гномик, хрюшка, грибок, попугай, медвежонок. 7. Полуплоские игрушки – 30 часов. Теория (4 ч) - общие сведения о построении чертежа полуплоской игрушки; - особенности пошива полуплоских игрушек; - особенности оформления мордочки, утяжка. Практика (26 ч) - построение выкройки полуплоской игрушки; - технология пошива; - пошив игрушек: кролик, кошечка, лисенок, дельфинчик, веточка вишни, котѐнок и т.д. 8. Объемные игрушки – 66 часов. Теория (8 ч.) - общие сведения об особенностях и разновидностях объемных игрушек; - общие сведения о построении чертежа объемной игрушки; - особенности пошива объемных игрушек. Практика. (58 ч.) - основные правила построения чертежа выкройки объемной игрушки; - изготовление выкроек (мышка, зайчик, собачка, слоник, утенок, овечка, коза, цыпленок и т.д.); - пошив игрушек. 9. Полезные игрушки – 52 часа. Теория (4 ч.) - общие сведения об особенностях, разновидностях и назначении полезных игрушек; - принципы пошива игрушки. Практика (46 ч.) - особенности построения чертежа выкройки полезной игрушки; - изготовление выкроек (футляр для телефона, прихватка - рукавичка для кухни, игольница – сердечко, игольница – божья коровка, валентинка – сердечный привет, волшебный сундучок для швейных принадлежностей, карандашница, газетница, игрушка «баба на чайник», подушка из лоскутков, кармашки-саше и т.д.), мешочек для ключей; - пошив полезных игрушек. 10. Итоговое занятие – 4 часа. Теория (2 ч.) - проведение собеседования по изученным темам. Практика (2 ч.) - итоговая выставка. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2- го года обучения. № Наименование темы Всего 1 Вводное занятие. Правила техники 4 безопасности 2 Виды швов. Особенности пошива 8 мягких игрушек. Повторение. 3 Объѐмные игрушки 90 4 Полезные игрушки 30 5 Каркасные игрушки 42 6 Куклы Тильда 38 7 Итоговое занятие 4 Всего: 216 Теория 2 Практика 2 4 4 10 4 8 4 2 34 80 26 34 34 2 182 Содержание учебно-тематического плана 2-го года обучения 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности – 4 часа. Теория (2 ч.) - правила рабочего человека; - полезные советы; - правила техники безопасности. Практика (2 ч.) - организация своего рабочего места. 2. Виды швов – 8 часов. Теория (4 ч.) - общие сведения о практическом использовании различных швов при пошиве мягкой игрушки; ознакомление с новыми видами швов и повторение материала 1 года обучения. Практика (4 ч.) - изготовление образцов с различными видами швов на ткани; - оформление альбома с образцами ручных швов 3. Объемные игрушки - 90 часов. Теория (10 ч.) - общие сведения об особенностях и разновидностях объемных игрушек; - общие сведения о построении чертежа объемной игрушки; - особенности пошива объемных игрушек; - увеличение и уменьшение выкройки. Практика (80 ч.) изготовление выкроек (кошечка, зайчик, собачка, овечка, коза, лисичка, львенок, медвежонок и т.д.); - пошив игрушек. 4. Полезные игрушки – 30 часов. Теория (4 ч.) - беседа о значимости полезной игрушки; - принципы пошива полезной игрушки;- особенности построения чертежа выкройки полезной игрушки. Практика (26 ч.) - изготовление выкроек (диванная подушка из лоскутков, декоративная подушка с элементами вышивки, кухонная прихватка в форме животного, шкатулка для рукоделия, кармашки-саше в форме кукол и т.д.); - пошив полезных игрушек. 5. Каркасные игрушки – 42 часа. Теория (8 ч.) - общие сведения об особенностях и разновидностях каркасных игрушек; - разновидности каркаса и правила его построения; - техника изготовления каркаса из поролона; техника изготовления каркаса из проволоки. Практика (34 ч.) - изготовление выкроек каркасной игрушки (жираф, слоник, кролик, овечка, собачка, поросенок, петушок и т.д.) - пошив каркасных игрушек. 6. Куклы Тильда – 38 часов. Теория (4 ч.) - сведения об истории возникновения куклы; - особенности пошива и оформления. Практика (34 ч.) – изготовление выкроек; - пошив кукол Тильда: русалочка, ангел, мишка, мартышка, кашалот, дама, матрѐшка и др. 7. Итоговое занятие – 4 часа. Теория (2 ч.) - проведение собеседования по изученным темам. Практика (2 ч.) - итоговая выставка. В процессе занятий по программе обучающиеся будут знать: -технику выполнения швов, используемых в пошиве игрушек; -принципы изготовления лекала; -правила техники безопасности при работе с колющими и инструментами; -технологию изготовления мягкой игрушки; -приемы декоративного оформления игрушки. уметь: -изготовлять выкройки-лекала; -производить раскрой деталей; -вырезать аккуратно детали кроя; -выполнять швы, применяемые в пошиве игрушки; -работать с инструментами: иглы, ножницы; -соединять детали игрушки; -набивать части игрушки; -оформлять игрушку. режущими В результате занятий по изготовлению мягкой игрушки -у детей формируется художественный вкус; -развиваются воображение, логическое мышление, чувство цвета, глазомер, мелкая моторика; -формируются положительные черты характера: трудолюбие, аккуратность, собранность, усидчивость, отзывчивость; -развивается индивидуальность ребенка, формируется адекватная самооценка; -формируется способность к самореализации в современном мире; -у учащихся формируется нравственное отношение к миру, общекультурным ценностям. Литература 1. Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. Москва, АйрисПресс, 2004. 2. Банакина Л., Лоскутное шитье. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс книга. 2007. 3. Войнатовская Е. Текстильные ангелы и феи. Пошаговый мастер – класс. СПб, Питер, 2013 4. Войнатовская Е. Текстильные зайки. Пошаговый мастер - класс. Питер, 2013 5. Герлинг С. Мягкие игрушки. Пошаговые мастер – классы для начинающих. Эксмо 2013 . 6. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. Москва, Легпромиздат,2000. 7. Денисова Н. Пушистики и мохнатики. Шьем сами. Москва, Айрис-Пресс, 2005. 8. Каминская Е. Мягкие игрушки своими руками. Эксмо –Пресс, 2013 9. Костикова И. Школа лоскутной техники. –М.: Культура и традиции, 1999. 10. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. Москва, Культура и традиции. 1999. 11. Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб, Паритет, 2003. 12. Кочетова С. Игрушки для всех. Москва, ОЛМА-ПРЕСС 1999. 13. Кружок мягкой игрушки. Методические рекомендации. ГДТЮ СПб 1998. 14. Митителло К. Мягкая игрушка по правилам и без. Москва, Эксмо,2007. 15. Пискунова А. Игрушки из носков, АСТ – Пресс, 2014 16. Фролова Т. Ф. Подарок своими руками. Мягкая игрушка. Москва, АстСталкер, 2004. 17. Якубович А. Мягкая игрушка (новые модели). СПб, Литера,2005. ресурсы: 1. http://Минобрнауки.рф/ 2. http://www.anichkov.ru/ 3. http://pedmir.ru/ 4. http://pedmix.ru/