МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (в соответствии с ФГОС ОВЗ) МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя, утвержденной приказом от 01.09.2018 г. № 14(у)/158 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование 1 – 4 классы Составитель: Белоусова Н.И., учитель высшей категории г. Ивдель 2023 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основании учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (вариант I), авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Планируемые результаты изучения учебного предмета Минимальный уровень: – различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости–глухости, твердости–мягкости; – деление слов на слоги для переноса; – списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; – запись под диктовку слов и коротких предложений (2–4 слова) с изученными орфограммами; – обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); – дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; – составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; – выделение из текста предложений на заданную тему; – участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: – различение звуков и букв; – характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; – списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; – запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30– 35 слов); – дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); – составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; – выделение темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; – самостоятельная запись 3–4 предложений из составленного текста после его анализа. Содержание программы 1 класс Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у ребѐнка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Обучающийся учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нѐба, щек и т. д. Ученик, у которого обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающийся практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Он учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. Обучающийся учится различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции. На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающегося к обучению письму. Ученик приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащегося к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование лего-технологии (ЛЕГО ДУПЛО). К концу добукварного периода обучающийся должен уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающегося, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы. Букварный период. В этот период у обучающегося формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. В адаптированной общеобразовательной программе несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной программой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталому школьнику, так как учитывает особенности его аналитико-синтетической деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. При обучении письму важно научить ребѐнка правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе по адаптированной общеобразовательной программе обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов. 2 класс Повторение Звуки и буквы Звуки гласные и согласные, их различение. Постановка знака ударения. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Слова с буквами и и й, их различение. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р-л, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), свистящие и шипящие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Слово Слова, обозначающие предметы (называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол – столы; рама – рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан – кружка, кушетка – диван); различение слов по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.). Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Слова, обозначающие действия (называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы). Предлог как отдельное слово (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. Предложение Построение простого предложения. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Связная письменная речь Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двухтрех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Письмо и чистописание Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов – подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы. Устная речь Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта). 3 класс Повторение Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. Звуки и буквы Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы). Слово Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: – называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; – нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; – подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), – сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); – согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Связная письменная речь Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях – самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. Письмо и чистописание Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я группа – и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа – л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа – б, а, ю, ф, б, в, д, з; 4-я группа – с, е, ѐ, ч, ъ, я; 5-я группа – э, х, ж, к; письмо заглавных букв: 1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л. М, А; 2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Устная речь Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год. 4 класс Повторение Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. Звуки и буквы Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы). Слово Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Связная письменная речь Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях – самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. Письмо и чистописание Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:1я группа – и, й, ш, п, т, н, г, р, у;2-я группа – л, м, ц, щ, ь, ы;3-я группа – б, а, ю, ф, б, в, д, з;4я группа – с, е, ѐ, ч, ъ, я;5-я группа – э, х, ж, к; письмо заглавных букв:1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;2-я группа – О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Устная речь Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Учебная неделя № п/п Название раздела, темы Добукварный период 1 1 неделя 2 неделя 2 3 4 5 6 7 3 неделя 8 9 10 4 неделя 5 неделя 11 12 13 14 15 16 6 неделя 17 18 19 7 неделя 20 21 22 8 неделя 23 24 25 9 неделя 26 27 Знакомство с тетрадью. Рисование и обводка по контуру, соединение по точкам. Рисование прямых, наклонных линий. Знакомство с основными цветами. Письмо элементов, раскрашивание. Входная диагностическая работа. Работа над ошибками. Работа с цветными полосками. Обводка фигур по шаблону, раскрашивание. Письмо элементов букв ∕ ∕ ∕ Работа с цветными геометрическими фигурами, зарисовка, обводка раскрашивание. Работа с цветными геометрическими фигурами. Работа в прописи. Зарисовка контуров знакомых предметов. Письмо знаков. Различение и воспроизведение различных сочетаний цветовых полосок и геометрических фигур. Рисование прямых и кривых линий. Письмо палочек с закруглением вверху и внизу. Письмо элементов строчных и прописных букв. Проверочная работа по итогам добукварного периода. Работа над ошибками. Букварный период Звук и буква А. Знакомство со строчной буквой и упражнения в ее написании. Звук и буква У. Знакомство со строчной буквой у и упражнения в ее написании. Слова ау-уа. Звукобуквенный анализ и письмо этих слов. Правила соединения в написании данных слов. Звук и буква О. Письмо строчной буквы. Звуки и буква М. Письмо элементов, строчной и заглавной буквы. Звуко-буквенный анализ и письмо обратных слогов ам, ум, ом. Звуко-буквенный анализ и письмо прямых открытых слогов ма. Звукобуквенный анализ и написание слогов ам-ма, ум-му, ом-мо. Самостоятельная работа. Составление и написание слова мама. Работа над ошибками. Звуки и буква С, знакомство со строчной и заглавной буквой и упражнения в ее написании. Звуко-буквенный анализ, списывание и написание обратных Кол-во часов 15 ч. 84 ч. 10 неделя 28 29 30 31 11 неделя 32 33 34 12 неделя 35 36 37 13 неделя 38 39 40 14 неделя 41 42 43 15 неделя 44 45 46 16 неделя 47 48 17 неделя 18 неделя 49 50 51 52 53 54 55 19 неделя 56 57 20 неделя 58 слогов ас, ос, ус. Контрольная работа. Работа над ошибками. Звукобуквенный анализ, списывание и написание прямых открытых слогов са, со, су. Письмо слогов ас-са, ус-су, ос-со после сравнительного звуко-буквенного анализа. Звуки и буква Х. Письмо элементов, строчной и заглавной буквы. Звуко-буквенный анализ слогов ха, хо, ух, ох, ах; слов у-ха, ухо, су-хо. Составление, списывание и письмо слов и предложений из данных слов ма-ма, са-ма, у-хо, су-хо. Проверочная работа по итогам первого букварного этапа. Работа над ошибками. Упражнения в списывании и диктанте слогов и слов после анализа. Звук и буква Ш. Письмо строчной буквы. Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов аш, ош, уш. Заглавная буква Ш. Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов ша, шо, шу. Звуко-буквенный анализ, списывание и письмо по слуху слов: Ма-ша, Са-ша, ма-шу. Звуки и буква Л. Письмо строчной буквы. Звуко-буквенный анализ, списывание и написание слогов ал, ол, ул. Заглавная буква Л. Заглавная буква в именах людей. Списывание и написание слогов Лу-ша, Ма-ша, уш-ла. Звук и буква Ы. Звуко-буквенный анализ, списывание и написание слогов мы, сы, лы. Звуко-буквенный анализ, списывание и написание слов сомы, ма-лы, мы-ло. Звуки и буква Н. Письмо строчной и прописной буквы. Звуки и буква Н. Звуко-буквенный анализ, списывание и письмо открытых и прямых слогов с буквами Н, н. Звуки и буква Р. Письмо строчной и прописной буквы. Звук и буква «Р». Звуко-буквенный анализ, списывание и письмо слогов и слов с буквами Р,р. Звуко-буквенный анализ слов с буквами Р-Л. Упражнения в списывании и написании по слуху этих слов. Контрольная работа. Работа над ошибками. Письмо предложений со словами с буквой Р. Упражнения в написании букв, слогов, слов и предложений. Промежуточная диагностическая работа Звуки и буква К. Письмо строчной и прописной букв К,к. Звуко-буквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквами К,к. Звуки и буква П. Письмо строчной и прописной букв П,п. Звуко-буквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквами П, п. Звуки и буква Т. Письмо строчной и прописной букв Т,т. Слоги и слова с буквами Т,т. 59 60 61 21 неделя 62 63 64 22 неделя 65 66 67 23 неделя 68 69 70. 24 неделя 71 72 25 неделя 73 74 75 76 26 неделя 77 78 79 27 неделя 80 81 82 28 неделя 29 неделя 83 84 85 86 87 88 30 неделя 89 31 неделя 90 91 92 93 Звуко-буквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквами И, и. Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений. Звуки и буква З. Письмо строчной и прописной букв З, з. Различие слогов и слов с буквами и письмо слов с буквами З-С. Звуки и буква В. Письмо строчной и прописной букв В, в. Звук и буква Ж». Письмо строчной и прописной букв Ж, ж. Самостоятельная работа. Списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой Ж. Звуки и буква Б. Письмо строчной и прописной букв Б, б. Различие слогов и слов с буквами Б-П. Различие слогов и слов с буквами Б-П. Звуки и буква Г. Письмо строчной и прописной букв Г, г. Различие Г-К. Звуки и буква Д. Письмо строчной и прописной букв Д, д. Различие Д-Т. Письмо буквы й. Звуко-буквенный анализ слогов и слов с буквой й. Звуки и буква Д. Различие Д-Т. Письмо слов с Ь. Звуко-буквенный анализ слогов и слов с буквой Ь на конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь. Проверочная работа по итогам третьего букварного этапа. Звуки и буква Е. Письмо строчной и прописной букв Е, е. Звуко-буквенный анализ, списывание и письмо по слуху слов с буквами Е, е. Обозначение мягкости согласных на письме. Звуки и буква Ё. Письмо строчной и прописной букв Ё, ѐ. Написание слогов с буквой Ё. Обозначение мягкости согласных на письме. Письмо строчной и прописной букв Я, я. Составление и запись слов и предложений с буквой Я. Обозначение мягкости согласных на письме. Письмо строчной и прописной букв Ю, ю. Письмо слогов, слов и предложений. Списывание и письмо по слуху с предварительным анализом слогов, слов и предложений с буквами Ю, ю. Итоговая диагностическая работа Работа над ошибками. Письмо строчной и прописной букв Ц, ц. Письмо строчной и прописной букв Ч, ч. Упражнения в письме по слуху слов со звукосочетанием ЧАЧУ. Письмо строчной и прописной букв Щ, щ. Самостоятельная работа. Письмо по слуху слов со звукосочетанием ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Работа над ошибками. Письмо строчной и прописной букв Ф, ф. Различие В-Ф в написании слогов и слов. Письмо строчной и прописной буквы Э, э. 32 неделя 33 неделя 94 95 96 97 98 99 Письмо буквы Ъ Письмо слов с Ь и Ъ Повторение Контрольная работа за год Работа над ошибками Повторение 2 класс Учебная неделя № п/п Название раздела, темы Повторение 1 1 неделя 2 неделя 3 неделя 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Предложение. Предложение и его схема Построение простого предложения. Составление предложений из 2-3 слов Распространение предложений. Слово. Составление предложений по картинке, вопросу Входная диагностическая работа Уметь заканчивать начатое предложение Звуки и буквы Различие звуков и букв Вводный диагностический диктант «Звуки и буквы» Звуки и буквы Гласные, согласные звуки и буквы Слова, которые различаются одним звуком, количеством и последовательностью звуков Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. Деление слов на слоги Гласные в образовании слогов Перенос слов по слогам Деление слов со звуками И-Й на слоги Различение Л-Р Различение Б-П Различение В-Ф Различение Г-К Различение Д-Т Различение звонких и глухих согласных Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные» Контрольное списывание Различие З-С Различие Ж-Ш Различие Ч-Щ Шипящие и свистящие согласные Различия шипящих и свистящих согласных Контрольная работа «Свистящие и шипящие согласные» Буква Е в начале слова или слога Буква Ё в начале слова или слога Буква Ю в начале слова или слова Буква Я в начале слова или слога Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога Кол-во часов 9 ч. 39 ч. 13 неделя 14 неделя 36 37 38 39 40 41 42 43 15 неделя 44 45 46 16 неделя 47 48 17 неделя 18 неделя 19 неделя 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 20 неделя 21 неделя 59 60 61 62 63 64 22 неделя 23 неделя 65 66 67 68 69 70 24 неделя 71 72 25 неделя 73 74 Гласные Ы-И после твѐрдых и мягких согласных Гласные О-Ё после твѐрдых и мягких согласных Гласные У-Ю после твѐрдых и мягких согласных Гласные А-Я после твѐрдых и мягких согласных Гласная Е после мягких согласных Различия твѐрдых и мягких согласных Различия твѐрдых и мягких согласных Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного Письмо слов с мягкими согласными на конце Различение твѐрдых и мягких согласных на конце слов Различение слов с твѐрдыми и мягкими согласными на конце Контрольный диктант «Слова с буквами И, Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных» Контрольное списывание по теме: «Твердые и мягкие согласные на конце слов» Слово Предмет и его название Названия предметов, отвечающие на вопрос что? Названия частей предмета Различай сходные предметы и их названия Обобщающее слово для группы однородных предметов Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Обобщающее слово для группы однородных предметов Промежуточная диагностическая работа Контрольный диктант по теме: «Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?, что?» Различай слова, обобщающие один и несколько одинаковых предметов Большая буква в именах людей Большая буква в именах и фамилиях людей Большая буква в кличках животных Действие и его название Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? Подбор названий действий к названиям предметов Составление рассказа по серии картинок Различие названий предметов и названий действий по вопросам Различие названий предметов и названий действий по вопросам Контрольный диктант по теме «Названия действий, отвечающих на вопрос что делают?» Прописная буква в начале предложения и точка в конце Предлог как отдельное слово 30 ч. 26 неделя 75 76 77 78 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Употребление предлогов в предложении Слова с непроверяемыми гласными Слова с непроверяемыми гласными Выделение «трудных» гласных в словах на письме Развитие связной речи. Выделение безударных гласных Предложение Выделение предложения из текста Выделение предложения из текста Правила записи предложения Предложение и его схема Предложение и его схема Различение набора слов и предложения Порядок слов в предложении Завершение начатого предложения Завершение начатого предложения Контрольное списывание Составление предложений по предметной картинке Предложения-вопросы и предложения-ответы Итоговая диагностическая работа Составление предложений по сюжетной картинке Контрольный диктант по теме «Предложение» Мягкий знак на конце слов Повторение Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Правописание имен собственных. Контрольное списывание Повторение слов, обозначающих предметы Повторение слов, обозначающих предметы Контрольный итоговый диктант по пройденным темам Названия действий Названия действий Звуки и буквы 16 ч. 8 ч. 3 класс Учебная неделя № п/п Название раздела, темы Повторение 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Предложение Выборочное написание предложений о предмете Дополнение предложений подходящими по смыслу словами Входная диагностическая работа Составление предложений по опорным картинкам Расчленение сплошного текста на предложения Составление предложений, используя вопросы Составление предложений по картинке Деление текста на предложения Звуки и буквы Определение звуков и букв Кол-во часов 9 ч. 16 ч. 5 неделя 11 12 13 14 15 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 12 неделя 35 36 13 неделя 14 неделя 15 неделя 37 38 39 40 41 42 43 44 45 16 неделя 46 47 48 49 17 неделя 50 Слова сходные по звучанию Сходные по буквам слова Алфавит (порядок букв в русском языке) Расположение слов в алфавитном порядке Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников» Гласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы Сопоставление гласных и согласных звуков Слогообразующая роль гласных Деление слова на слоги Гласные буквы И, Е Гласные буквы Ё, Ю Гласные буквы Я, Э Ударение в слове. Знак ударение Гласные ударные и безударные Слово Упражнения в постановке ударения в словах Ударение в словах-омографах (замок – замок) Постановка ударения в двусложных и трѐхсложных словах Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных Деление слов на слоги Перенос части слова при письме Правило переноса, где слог – гласная буква Твердые и мягкие согласные (понятие) Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ѐ, ю, я, и. Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком Мягкий знак в середине слова Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ѐ и буквой ь Правописание жи – ши. Правописание ча – ща. Правописание чу – щу. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Парные звонкие и глухие согласные. Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д -Т, К-Г. Произношение и правописание слов с парными согласными Ж-Ш, З-С, В-Ф. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в форме одних и тех же слов. Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце. Проверка написания путѐм изменения формы слова (гриб грибы). 50 ч. 18 неделя 51 52 53 54 19 неделя 55 56 57 58 20 неделя 59 60 61 21 неделя 62 63 22 неделя 64 65 66 67 23 неделя 68 69 70 24 неделя 71 72 25 неделя 73 74 75 76 26 неделя 77 78 79 27 неделя 80 81 Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Понятие о разделительном мягком знаке. Правило переноса слов с разделительным «Ь» знаком. Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. Промежуточная диагностическая работа Слова, обозначающие названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это? Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. Понятия о словах, обозначающих действие, умение находить их в тексте. Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений. Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета. Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков. Сравнивание двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чѐрный) Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов. Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов. Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Предложение Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного падежа Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного падежа Составление предложений с употреблением винительного падежа Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного падежа Составление предложений с употреблением дательного падежа. Составление предложений с употреблением дательного падежа. 10 ч. 82 28 неделя 83 84 85 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Составление предложений с употреблением творительного падежа Составление предложений с употреблением предложного падежа Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) Повторение 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 17 ч. Итоговая диагностическая работа Повторение по теме «Звуки и буквы» Повторение по теме «Звуки и буквы» Повторение по теме «Звуки и буквы» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Повторение по теме «Слово» Большая буква в именах людей Большая буква в кличках животных Согласование слов в предложении Согласование слов в предложении Итоговый урок 4 класс Учебная неделя 1 неделя 2 неделя № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3 неделя 4 неделя 10 11 12 13 14 Название раздела, темы Повторение. Предложение Предложение. Выделение его из текста. Предложение. Выделение его из текста. Предложение законченное и незаконченное. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения. Завершение начатого предложения. Предложение и его схема. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков (закрепление). Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке. Проверочный диктант. Работа над ошибками. Звуки и буквы Кол-во часов 14 ч. с с с с с с с 19 ч. 15 16 17 5 неделя 18 19 20 21 6 неделя 22 23 7 неделя 8 неделя 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Алфавит. Расположение слов по алфавиту. Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове (закрепление). Перенос слов. Ударные и безударные гласные. Их различение. Ударные и безударные гласные. Их различение. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позициях. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позициях. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позициях. Повторение. Проверка безударных гласных в слове. Проверка безударных гласных в слове. Контрольное списывание. Проверка безударных гласных в слове. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Проверка безударных гласных в слове. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные» Работа над ошибками. Правописание безударных гласных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Согласные звуки и буквы 9 неделя 34 35 36 10 неделя 11 неделя 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 12 неделя 47 48 49 13 неделя 50 Повторение. Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я (закрепление). Буква мягкий знак (ь) на конце слова. Буква мягкий знак (ь) в середине слова. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Перенос слов с ь. Различение твѐрдых и мягких согласных. Гласные после шипящих. Активизация словаря по теме. Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах (закрепление). Контрольный диктант по теме «Твѐрдые и мягкие согласные» Работа над ошибками. Различение правил правописания в словах. Правописание гласных после шипящих. Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ѐ, ю, я. Знакомство. Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него. Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него с с с с с с с с с 32 ч. с с с с с с с с с 51 52 53 14 неделя 54 55 56 57 58 15 неделя 59 60 61 62 16 неделя 63 64 65 (закрепление) Правило правописания слов с разделительным мягким знаком (ь). Закрепление применения правила правописания слов с разделительным мягким знаком (ь). Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком (ь) и без него. Мягкий знак (ь) для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак (ь). Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах. Наблюдение за парными согласными на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление алгоритма проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» Работа над ошибками. Правила правописания слов. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных (закрепление). Мягкий знак (ь) для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак (ь). Повторение. Согласные звуки и буквы. Правописание в слове. Повторение. Названия предметов 17 неделя 66 18 неделя 67 68 69 70 71 72 73 74 19 неделя 75 76 77 78 20 неделя Названия предметов, действий, признаков. Актуализация знаний. Различение названий предметов по вопросам кто? что? Различение названий предметов по вопросам кого? чего? Различение названий предметов по вопросам кому? чему? Различение названий предметов по вопросам кем? чем? Различение названий предметов по вопросам о ком? о чѐм? Выделение названий предметов в предложении. Имена собственные Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. Большая буква в названиях городов, сѐл, деревень, улиц. Большая буква в названиях городов, сѐл, деревень, улиц (закрепление). Большая буква в названиях городов, сѐл, деревень, улиц. Самостоятельная работа. Контрольный диктант по теме «Имена собственные» Работа над ошибками. Названия предметов. Названия признаков 79 Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? с с с с с с с 7 ч. с с с с 6 ч. с с с 14 ч. 80 81 82 21 неделя 83 84 85 22 неделя 86 87 88 89 90 23 неделя 91 92 Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Самостоятельная работа. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Закрепление. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Самостоятельная работа. Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета (закрепление). Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Определение предмета по его признакам. Различение названий предметов, действий, признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. Контрольный диктант по теме «Название признаков предмета» Работа над ошибками. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Предлоги 93 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со словами. Повторение. Предлог ИЗ со словами. Предлог ИЗ со словами (закрепление). Предлог ЗА со словами. Предлог ЗА со словами (закрепление). Предлог БЕЗ со словами. Предлог БЕЗ со словами (закрепление). Предлог ДО со словами. Предлог ДО со словами (закрепление). Предлог ПРО со словами. Контрольный диктант по теме «Предлоги» Работа над ошибками. Правописание предлогов. Правописание предлогов с другими словами. Предложение Выделение предложения из текста. Деление текста на предложения. Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. Порядок слов в предложении (закрепление). Порядок слов в предложении. Самостоятельная работа. Связь слов в предложении. Связь слов в предложении (закрепление). Связь слов в предложении. Самостоятельная работа. Вопросительные предложения. с с с с с с с 13 ч. с с с с с с 16 ч. с с с с с 30 неделя 116 117 118 119 120 121 31 неделя 122 123 124 125 32 неделя 126 127 128 129 33 неделя 34 неделя 130 131 132 133 134 135 136 Восклицательные предложения. Восклицательные предложения (закрепление). Предложения, разные по интонации. Контрольный диктант по теме «Предложение» Работа над ошибками. Предложения, разные по интонации (закрепление). Предложения различной интонации. Повторение Правописание гласных и согласных в слове. Правописание гласных и согласных в слове (закрепление). Названия предметов, действий, признаков (закрепление). Названия предметов, действий, признаков. Самостоятельная работа. Постановка вопросов к названиям предметов, действий, признаков. Контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации. Работа над ошибками. Имена собственные. Предложение. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. Составление предложений по схеме. Письменный пересказ текста по составленным вопросам. Повторение. Согласные звуки и буквы Повторение. Названия предметов Повторение. Имена собственные Повторение. Названия признаков Повторение. Предлоги с с с 15 ч. с с с с с с с с