АРП по учебному предмету "Музыка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ
к АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (в соответствии с ФГОС ОВЗ)
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя,
утвержденной приказом от 01.09.2018 г. № 14(у)/158

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МУЗЫКА»
начальное общее образование
1 – 4 классы

Составитель:
Белоусова Н.И., учитель высшей категории

г. Ивдель
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью; авторской программы И.В. Евтушенко
«Музыка и пение 1 – 4», «Музыка 5» сборников Программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1 – 4 классы, 5 – 9 классы под
редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013, 2014 гг.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой,
развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки,
необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое
координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и
адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать
такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки,
ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач:
Задачи образовательные:
– формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных
жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
– формировать музыкально-эстетический словарь;
– формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
– совершенствовать певческие навыки;
– развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную
память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
– помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
музыкальной деятельностью;
– способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения;
– содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения
с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
– активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
– корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
– корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Рабочая программа составлена с учѐтом особенностей и возможностей овладения
обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении
программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый
объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность
мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. В программе принцип коррекционной
направленности обучения является ведущим.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Минимальный уровень:
– определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
– представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);
– пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
– выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных

песен с простейшими элементами динамических оттенков;
– правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов; различение вступления, запева, припева,
проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша;
– передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
– определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные;
– владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
– самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте – громко, пиано – тихо);
– представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
– представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
– пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и
четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без
музыкального сопровождения, самостоятельно;
– различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
– владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи.
Содержание программы
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение,
элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
– овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
– развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
– развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
– развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
– развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;

– развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
– ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
– знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный
материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и
явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу
Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни–прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
– обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса
с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая
опора на обе ноги, свободные руки;
– работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения
брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха,
удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной
смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
– пение коротких попевок на одном дыхании;
– формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие
умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие
умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
– развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой –
способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
– активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
– развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;
– развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
– дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие
умения определять сильную долю на слух;
– развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста; выразительно эмоциональное исполнение выученных песен
с простейшими элементами динамических оттенков;
– формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);

– развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно
с сохранением строя и ансамбля;
– развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
– пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo
piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
– получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
– ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
– ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая – forte, тихая –
piano);
– развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
– элементарные сведения о нотной записи.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов–
классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
– обучение игре на ударно–шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник;
металлофон; ложки и др.);
– обучение игре на доступных народных инструментах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Учебная
неделя
1 неделя
3 неделя
5 неделя
7 неделя
9 неделя
11 неделя
13 неделя
15 неделя
17 неделя
19 неделя
21 неделя
23 неделя
25 неделя
27 неделя
29 неделя
31 неделя
33 неделя

№
Название раздела, темы
п/п
1 Е. Крылатов, Ю. Энтин. Песенка о лете
Музыка. Игра «Угадай, на чем играю?» Русская народная
2
песня «Каравай»
3 Песни, различные по характеру.
4 Музыкальные инструменты. И. Бах. Шутка
5 Песни осени. Настроения и чувства в музыке.
6 Характер музыкального произведения.
7 Инструменты шумового оркестра
8 Три кита в музыке.
Разные по характеру мелодии. М. Старокадомский. Что за
9
дерево такое? Форма песни.
Короткие и простые песенки. Паровоз. Муз. З. Компанейца,
10
сл. О. Высотской.
11 Правила произношения при пении.
12 Динамические оттенки в музыке.
13 Темп в музыке. «Ускоряй и замедляй» – музыка Т. Ломовой.
14 Динамика. «Балалайка и гармошка» – музыка И. Арсеева.
15 Музыкальные профессии
16 Низкие и высокие звуки.
17 Музыка народная и композиторская

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

№
п/п
1
2
3
4

5 неделя
6 неделя

5
6

7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя

7
8
9
10

11 неделя
12 неделя

11
12

13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя

13
14
15
16

Название раздела, темы
«На горе-то калина». Русская народная песня
Звуки по высоте и длительности
Каравай. Русская народная песня
«Неприятность эту мы переживем» Музыка Б. Савельева, слова
А. Хаита
Музыкальные инструменты
«Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова, слова А.
Пассовой
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
Ф. Мендельсон. Свадебный марш.
Л. Боккерини «Менуэт»
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И.
Иорданского
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из «Детского
альбома»
«Новогодняя». Музыка А. Филиппенко
А. Спадавеккиа – Е. Шварц. «Добрый жук»
Рамиресс. «Жаворонок»
«Бойко» (перевод с украинского М. Ивенсен).

Кол-во
часов

17 неделя

17

18 неделя
19 неделя

18
19

20 неделя
21 неделя
22 неделя

20
21
22

23 неделя
24 неделя
25 неделя

23
24
25

26 неделя
27 неделя

26
27

28 неделя
29 неделя
30 неделя

28
29
30

31 неделя
32 неделя
33 неделя

31
32
33

34 неделя

34

«Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю.
Леднева
С. Рахманинов. Итальянская полька
«Песня о пограничнике». Музыка С. Богославского, слова О.
Высотской
«Кашалотик». Музыка Р. Паулса, слова И. Резника
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
«Песню девочкам поем». Музыка Т. Попатенко, слова 3.
Петровой
«Будьте добры» Музыка А. Флярковского, слова А. Санина
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова
«Колыбельная Медведицы» Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Яковлева
«Улыбка». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
«Волшебный цветок». Музыка Ю. Чичкова, слова М.
Пляцковского
«Улыбка» Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
«Бабушкин козлик». Русская народная песня.
«Когда мои друзья со мной» Музыка В. Шаинского, слова
Пляцковского
«Если добрый ты» Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита
«На крутом бережку» Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита
«Песенка Деда Мороза» Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина
Повторение пройденного материала
3 класс

Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Название раздела, темы
Музыка моего народа
Русская народная песня.
Частушки
Колыбельные песни
Русская песня – душа народа.
Маршевые и трудовые песни.
Обрядовые песни.
Творческий урок по теме четверти.
Урок-концерт по репертуару четверти.
Музыка других народов.
Музыка других народов. Музыка Украины.
Музыка Белоруссии. Музыка Молдавии.
Музыка народов Кавказа
Зарубежная музыка
Мелодия и сопровождение в песне.
Творческий урок по теме четверти.
Урок-концерт по репертуару четверти.
Построение и форма в музыке.
Одночастная и двухчастная форма.
Трехчастная форма.
Форма рондо.

Кол-во
часов

22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Вариационная форма.
Вокально-хоровая работа.
Развитие музыкального ритма.
Музыкальные игры.
Творческий урок по теме четверти.
Урок-концерт.
Вокально-хоровая работа.
Музыкальные инструменты. Саксофон.
Музыкальные инструменты. Виолончель.
Музыкальные инструменты. Балалайка.
Шумовые и музыкальные инструменты.
Музыкальный магазин.
Волшебной музыки страна.
4 класс

Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя

№
Название раздела, темы
п/п
1 Тема школы в музыке современных композиторов
2 Понятия одно-, двухголосие, мелодия, народная песня
3 Средства
музыкальной
выразительности
в
музыке
композиторов-классиков. М.И. Глинка
4 Понятия структура песни, лирическая песня
5 Эстрадная песня, средства выразительности
6 Понятия «форма произведения», музыка композиторовклассиков
7 Танцевальность в музыке, средства выразительности
8 Народные мелодии в творчестве М.И. Глинки
9 Тема природы в творчестве композиторов-классиков
10 Понятие изобразительности в музыке
11 Эстрадная песня, средства выразительности
12 Тема зимы в песнях современных композиторов
13 Зарубежная классика
14 Сказочные сюжеты в музыке композиторов-классиков
15 Тема зимы, народная песня
16 Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
17 Жанровая музыка: балет, опера, оперетта
18 Патриотическая песня
19 Тема армии в творчестве современных композиторов
20 Понятия одно- и двухголосие, ансамбль
21 Понятия лирическая песня, мелодия, аккомпанемент
22 Современная эстрадная песня
23 Музыка, весна, мама. Детская эстрадная песня
24 Современная эстрадная песня
25 Тема весны в творчестве композиторов-классиков. С.
Прокофьев
26 Народная музыка в творчестве композиторов
27 Симфоническая музыка, оркестр
28 Музыка композиторов классиков
29 Вокальная, инструментальная музыка

Кол-во
часов

30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

30
31
32
33
34

Современная эстрадная песня
Жанровая музыка
Народные мелодии в произведениях композиторов-классиков
Форма музыкального произведения
Повторение пройденного материала


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».