МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (в соответствии с ФГОС ОВЗ) МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя, утвержденной приказом от 01.09.2018 г. № 14(у)/158 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» начальное общее образование 1 – 4 классы Составитель: Белоусова Н.И., учитель высшей категории г. Ивдель 2023 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании учебного плана для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант I), авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Планируемые результаты изучения учебного предмета Минимальный уровень: – представления о назначении объектов изучения; – узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; – отнесение изученных объектов к определенным группам (видо–родовые понятия); – называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; – представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; – знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; – знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; – ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; – составление повествовательного или описательного рассказа из 3–5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; – адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: – представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; – узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; – отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; – развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; – знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; – знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; – готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно– бытовых и учебно–трудовых задач; – ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; – выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; – проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; – соблюдение элементарных санитарно–гигиенических норм; – выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно–бытовых и учебно– трудовых задач в объеме программы. Содержание курса 1 класс Неживая природа Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина. Солнце – источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года. Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха . Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года. Живая природа Растения Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение. Животные Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение. Здесь и далее — названия изучаемых деревьев, птиц, животных могут быть изменены с учетом особенностей местности. Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных). Человек. Безопасное поведение Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека. 2 класс Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой. Труд человека в разное время года Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. Неживая природа Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото. Живая природа Растения Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. 83 Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода. Животные Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. Человек. Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. 3 класс Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. Растения и животные в разное время года Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года. Неживая природа Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра. Живая природа Растения Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные. Животные Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок. Человек. Безопасное поведение Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. 4 класс Сезонные изменения в неживой природе Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. Неживая природа Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Живая природа Растения Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Животные Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители. Человек Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. Безопасное поведение Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Учебная неделя 1 неделя 3 неделя 5 неделя 7 неделя № п/п 1 2 3 4 9 неделя 5 11 неделя 13 неделя 15 неделя 6 7 8 17 неделя 9 19 неделя 10 21 неделя 11 23 неделя 12 25 неделя 27 неделя 13 14 29 неделя 31 неделя 33 неделя 15 16 17 Название раздела, темы Неживая природа Живая и неживая природа. Земля и солнце День и ночь. Небо днем и ночью Занятие людей в течение суток. Режим дня Значение солнца. Солнце и жизнь растений Сезонные изменения в природе Времена года. Осень. Признаки осени. Одежда и занятия детей осенью. Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом Живая природа Растения. Строение и сходство растений. Различия растений Разнообразие цветов. Семена. Плоды растений. Овощи и фрукты Приспособление растений к сезонным изменениям, к разным условиям жизни. Кол-во часов 4 ч. 4 ч. 3 ч. Животные Строение и сходство животных. Различия животных. Детеныши животных. Домашние животные. Дикие животные Приспособление животных к различным условиям обитания, к временам года 3 ч. Человек Человек. Части тела человека. Гигиенические навыки. Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека 3 ч. 2 класс Учебная неделя № п/п Название раздела, темы Сезонные изменения в природе. 1 неделя 1 2 неделя 3 неделя 2 3 4 неделя 4 5 неделя 5 6 неделя 6 Смена времѐн года. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времѐн года. Осень. Экскурсия в природу. Осень. Рисунок по наблюдениям. Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. Кол-во часов 6 ч. 7 неделя 8 неделя 7 8 9 неделя 9 10 неделя 10 11 неделя 11 12 неделя 12 13 неделя 13 14 неделя 14 15 неделя 15 16 неделя 16 17 неделя 17 18 неделя 18 19 неделя 19 20 неделя 20 21 неделя 21 22 неделя 22 23 неделя 24 неделя 23 24 25 неделя 25 26 неделя 26 27 неделя 27 28 неделя 28 29 неделя 29 30 неделя 30 31 неделя 31 Неживая природа. Вода. Простейшие свойства воды. Первичные представления о температуре, термометре. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». Значение воды для жизни растений, животных и человека. Вода в природе: дождь, снег, лѐд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Рисунок «Зима» по наблюдениям на экскурсии. Сезонные изменения в природе. Явления и состояния неживой природы зимой. Наблюдение за погодой зимой. Детские игры зимой. Предупреждение травм и несчастных случаев. Правила поведения на зимних дорогах. Наблюдение за зимующими птицами подкормка: синица, сорока. 6 ч. Живая природа. Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Условия для жизни растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. Животные. Домашние животные. Дикие животные. Сравнение домашних и диких животных. Необходимые условия для жизни домашних животных. Разнообразие пород кошек, их повадки. Разнообразие пород собак, их повадки. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. 4 ч. Человек. Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека. Правильное питание. Режим питания. Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений. 4 ч. Сезонные изменения в природе. Весна. Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. Появление перелѐтных птиц: скворцов, грачей. Наблюдение за птицами. 2 ч. 3 ч. 6 ч. 32 неделя 32 33 неделя 33 34 неделя 34 Повторение Неживая и живая природа. Правила поведения на дорогах. Отношение человека к растениям. Отношение человека к растениям. Экскурсия. 3 ч. 3 класс Учебная неделя № п/п Название раздела, темы Сезонные изменения в природе. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 неделя 9 10 неделя 10 11 неделя 12 неделя 11 12 13 неделя 13 14 неделя 14 15 неделя 15 16 неделя 16 17 неделя 17 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 18 19 20 21 22 23 неделя 23 24 неделя 24 25 неделя 25 26 неделя 26 Осень. Осенние месяцы. Растения осенью Животные осенью. Занятия людей осенью Зима. Зимние месяцы. Растения зимой Животные зимой. Занятия людей зимой Весна. Весенние месяцы. Растения весной Животные весной. Занятия людей весной Лето. Летние месяцы. Растения летом Животные летом. Занятия людей летом Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения» Неживая природа. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Календарь Воздух. Значение воздуха. Термометр Ветер. Направление ветра. Повторение пройденного материала по разделу «Неживая природа» Живая природа Сравнение растений. Части растений: корни, стволы, листья, цветы. Растения сада. Лес Плоды и семена. Лесные ягоды. Грибы: несъедобные и ядовитые Травы: ядовитые растения. Правила поведения при отравлении Повторение пройденного материала по разделу «Растения» Дикие животные. Лось, кабан, заяц. Домашние животные. Корова, свинья, кролики. Сходства и различия: свинья – кабан, кролик – заяц. Птицы. Части тела Перелѐтные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы. Певчие птицы Повторение пройденного материала по разделу «Животные» Человек Дыхание человека. Органы дыхания. Болезни органов дыхания. Правила поведения при простудных заболеваниях Профилактика простудных заболеваний Кол-во часов 9 ч. 4 ч. 11 ч. 10 ч. 27 неделя 27 28 неделя 28 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя 29 30 31 32 33 34 Кровь. Значение крови для человека. Оказание помощи при порезах Сердце. Значение сердца для человека. Пульс. Определение пульса Окружающая среда и здоровье человека Питание человека. Молочные продукты Питание человека. Мясные продукты Питание человека. Сухие продукты Срок хранения продуктов. Профилактика отравления Повторение пройденного материала по разделу «Человек» 4 класс Учебная неделя № п/п Кол-во часов Название раздела, темы Сезонные изменения в природе 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 ч. Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени Растения и животные осенью Признаки зимы Растения и животные зимой Труд людей зимой Растения и животные весной Труд людей осенью и весной Растения и животные летом Труд людей летом Неживая природа 10 неделя 10 11 неделя 11 12 неделя 13 неделя 12 13 Почва. Состав почвы Обработка почвы. Правила обращения инструментом Песок и глина Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги 4 ч. с садовым Живая природа 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Растения. Огород Лес. Ориентировка в лесу. Сад. Растения культурные и дикорастущие Лекарственные растения. Красная книга Растения полей. Поле в разное время года Парки Домашние животные: лошадь, корова Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы Дикие и домашние птицы Насекомые. Пчела. Насекомые-вредители Человек Человек. Мозг человека Профилактика травм головного мозга Режим дня. Часы Профилактика переутомления 11 ч. 4 ч. 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя 29 30 31 32 33 34 Безопасное поведение Загрязнение воздуха, воды, почвы Заповедники. Зоопарк. Правила поведения в быту, в школе Правила поведения в быту, в школе ПДД. Дорога. Пешеходный переход Транспорт. Мы – пассажиры 6 ч.