МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (в соответствии с ФГОС ОВЗ) МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя, утвержденной приказом от АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» начальное общее образование 1-4 класс Составитель: Камеко М.А., учитель первой категории г. Ивдель 2021 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основании учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (вариант II), авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Планируемые результаты изучения учебного предмета 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. * Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. * Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными10. * Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. * Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. * Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. * Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. * Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. * Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. * Узнавание и различение образов графем (букв). * Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. * Начальные навыки чтения и письма. Содержание программы Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс Учебная неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Название темы Выделение звука и буквы в слове Предмет и слово называющее предмет Осень пришла – в школу пора Предложение. Правило записи предложения Входная диагностическая работа В.Голявкин «Все куда-нибудь идут» Распространение предложений. Слово. Гласные, согласные звуки и буквы Я.Аким «Грибной лес» Согласные звуки и буквы Слова, которые различаются одним звуком, количеством и последовательностью звуков В.Дуров «Слон Бэби» Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. Деление слов на слоги Б.Заходер «Птичья школа» Гласные в образовании слогов Перенос слов по слогам Н.Сладков «Осенние подарки» Деление слов со звуками И-Й на слоги Различение Б-П «В парке» Различение В-Ф Различение Г-К М.Ивенсон «Падают, падают листья» Различение Д-Т Различение звонких и глухих согласных В.Корабельников «Осенний лес» Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные» Контрольное списывание К.Ушинский «Всякой вещи свое место» Различие З-С Различие Ж-Ш Д.Летнева «Хозяин в доме» Различие Ч-Щ Шипящие и свистящие согласные В.Голявкин «Зачем дети ходят в школу?» Различия шипящих и свистящих согласных Контрольная работа «Свистящие и шипящие согласные» А.Тумбасов «Серый вечер» Буква Е в начале слова или слога Буква Ё в начале слова или слога А.Шибаев «Одна буква» Буква Ю в начале слова или слова Буква Я в начале слова или слога А.Усачев «Слоги» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 20 неделя 21 неделя 59 60 61 62 63 64 22 неделя 23 неделя 24 неделя 65 66 67 68 69 70 71 72 25 неделя 26 неделя 73 74 75 76 77 78 79 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога Гласные Ы-И после твѐрдых и мягких согласных С.Иванов «Дразнилка» Гласные О-Ё после твѐрдых и мягких согласных Гласные У-Ю после твѐрдых и мягких согласных К.Чуковский «Черепаха» Гласные А-Я после твѐрдых и мягких согласных Гласная Е после мягких согласных Дж. Ривз «Шумный Ба-Бах» Различия твѐрдых и мягких согласных Различия твѐрдых и мягких согласных «Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного Письмо слов с мягкими согласными на конце «Лиса и волк», «Гуси и лиса» Различение твѐрдых и мягких согласных на конце слов Различение слов с твѐрдыми и мягкими согласными на конце «Лиса и козел» Контрольный диктант «Слова с буквами И, Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных» Контрольное списывание по теме: «Твердые и мягкие согласные на конце слов» Л.Толстой «Мышка вышла гулять» Предмет и его название Названия предметов, отвечающие на вопрос что? «Волк и баран» Названия частей предмета Различай сходные предметы и их названия С.Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» Обобщающее слово для группы однородных предметов Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? «Рак и ворона» (литовская сказка) Обобщающее слово для группы однородных предметов Промежуточная диагностическая работа «Заяц и черепаха» (казахская сказка) Контрольный диктант по теме: «Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?, что?» Различай слова, обобщающие один и несколько одинаковых предметов «Благодарный медведь» (мордовская сказка) Большая буква в именах и фамилиях людей Большая буква в кличках животных «Как белка и заяц друг друга не узнали» (якутская сказка) Действие и его название Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? «Волк и ягненок» (армянская сказка) Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? Подбор названий действий к названиям предметов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 90 91 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 «Умей обождать» (русская народная сказка) Различие названий предметов и названий действий по вопросам Контрольный диктант по теме «Названия действий, отвечающих на вопрос что делают?» «Умная собака» (индийская сказка) Прописная буква в начале предложения и точка в конце Предлог как отдельное слово «Я домой пришла!» Э.Шим. Употребление предлогов в предложении Слова с непроверяемыми гласными Е.Чарушин «Кролики» Выделение предложения из текста Итоговая диагностическая работа В.Лившиц «Баран» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс Учебная неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 8 неделя 16 17 9 неделя 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя 12 неделя 22 23 Название темы Предложение. Выделение предложения из текста. Здравствуй школа. В.Воскобойников «Весѐлая улица» Предложения-вопросы и предложения-ответы Входная диагностическая работа Завершение начатого предложения В.Драгунский «Завтра в школу», Э.Шим «Пятѐрки» Порядок слов в предложении В.Бирюков «Кто лучшим будет», В.Хомченко «Обида» Контрольный диктант по теме «Предложение» А.Аксѐнова «Наша учительница» Знакомство с алфавитом Осень наступила. Ю.Коваль «Последний лист» Ударение в словах Н.Сладков «Сентябрь на дворе», В.Степанов «Воробей» Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. А.Барков «Лето на верѐвочке», Е.Благинина «Улетают, улетели…» Деление слов на слоги Л.Воронкова «За кормом для птиц», Г.Ладонщиков «В октябре» Гласные е,ѐ,ю, я в начале слова или слога Н.Сладков «Страшный невидимка», А.Плещеев «Осень наступила» Перенос части слова при письме. Контрольное списывание Н.Абрамцева «Сказка об осеннем ветре», Н.Майданик «Доскажи словечко» Согласные звуки и буквы. Различение твердых и мягких согласных перед гласным. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 27 неделя 28 неделя 54 55 56 29 неделя 57 58 30 неделя 59 60 31 неделя 61 32 неделя 62 63 64 65 33 неделя Учимся трудиться. Ю.Тувим «Все для всех» Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ѐ, ю,я. Д.Габе «Работа», В.Орлов «Мои помощники» Буква мягкий знак (ь) на конце слова А.Потапова «Бабушка и внучка», Б.Заходер «Повара» Буква мягкий знак (ь) в середине слова М.Дружинина «Сюрприз», О.Высотская «Маргаритка» Различение твердых и мягких согласных В.Храмченко «Пуговица», Г.Ладонщиков «Портниха» Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ. В.Осеева «Пуговица», В.Голявкин «Как я помогал маме мыть пол» Промежуточная диагностическая работа С.Баруздин «Как Алѐшке учиться надоело», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла» Написание ча-ща в словах Ребятам о зверятах. Е.Чарушин «Лисята» Написание чу-щу в словах Н.Сладков «Лисица и ѐж», Е.Тараховская «Заяц» Парные звонкие и глухие согласные М.Пришвин «Ёж», А.Барков «Материнская забота » Различение Б-П, В-Ф Г.Снегирѐв «Белѐк», В.Приходько «Пин и Гвин» Различение Д-Т, Г-К Б.Житков «Галка», В.Гаранжин «Куриный воспитанник» Различение Ж-Ш, З-С М.Тарловский «Добрый волк» Контрольный диктант по теме «Согласные звуки и буквы» Н.Носов «Живая шляпа», Н.Павлова «Котята» Различение названий предметов по вопросам кто? что? В.Берестов «Кошкин щенок», М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» Выделение названий предметов из предложения Чудесный мир сказок. Русская народная сказка «Лиса и журавль» Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных. Русская народная сказка «Храбрый баран» Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? Украинская народная сказка «Овечка и волк» Определение признака предмета по вопросам какой? какая? Какое? Какие? Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» Различение предметов по их признакам Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» Предлоги. Написание предлогов со словами. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 34 неделя 67 68 Контрольный диктант по теме «Слова названия предметов, признаков, действий» Итоговая диагностическая работа Французская народная сказка «Лиса и куропатка» 1 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс Учебная неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Название темы Выделение предложения из текста. «Снова в школу» По повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Предложение законченное и незаконченное. Входная диагностическая работа Предложение и его схема. Распространение предложений. «Чему учат в школе» М.Пляцковский. Порядок слов в предложении. «Как Маруся дежурила» По повести Е. Шварца «Первоклассница». Выделение в предложении названий предметов, признаков, действий. «Шум и шумок» По Е.Ильиной. Составление предложений по сюжетной картинке. «Три желания Вити» По рассказу Л.Каминского «Три желания второклассника Вити». Алфавит. Расположение слов по алфавиту. «Читалочка» В.Берестов. Гласные звуки и буквы. «Желтой краской кто-то…» Н.Антонова. Ударные и безударные гласные. «Подарки осени» Е.Благинина. Правописание безударных гласных. «Лес осенью» А.Твардовский. Проверка безуларной гласной в слове. «Отчего осень грустна» По Ю.Шиму. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. «Холодная зимовка» По рассказу Н.Сладкова «Курорт «Сосулька» Твердые и мягкие согласные. «Сказка про маленького жучка» По рассказу О.Иваненко «Спокойной ночи!» Буква мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова. Русская потешка «Пекла кошка пирожки» Различение твердых и мягких согасных. Чешская потешка «Сенокос» Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. «Бодливая корова» По К.Ушинскому. Промежуточная диагностическая работа. «Пушок» По В.Гаранжину. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 неделя 19неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Различение правил правописания в словах. «Охотник и собаки» По Б.Житкову Разделительный мягкий знак. «Хитрый бурундук» Г.Снегирев Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. «Гостья» По А.Дорохову Звонкие и глухие согласные. «Миша-мастер» Г.Ладонщиков Правописание звонких и глуъхихи согласных на конце слова. «Михаськин сад» В.Хомченко Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. «Про каникулы и полезные дела» По Ю.Ермолаеву Правила правописания в слове. Закрепление знаний. «Снег идет» По Л.Воронковой Различение названий предметов по вопросам. «Зима» И.Суриков. Выделение названий предметов в предложении. «На горке» По Н.Носову Имена собственные. «Митины друзья» Г.Скребицкий Определение признаков предметов по вопросам. «Находчивый медведь». По рассказу В.Бианки «Приспособился» Постановка вопросов к названиям признаков предмета «Однажды утром» М.Пляцковский Различение названий предметов, действий, признаков. «Две лишние коробки» По О.Кургузову Предлоги. «Вот какой рассеянный» С.Маршкак Предлоги. Закрепление «Март» В.алферов. Итоговая диагностическая работа «Бабушка-забота» Е.Благинина. «Скворцы прилетели» По А.Баркову. Повторение изученного материала. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1