АРП по учебному предмету "Человек"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ
к АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) (в соответствии с ФГОС ОВЗ)
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя,
утвержденной приказом от

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ЧЕЛОВЕК»
начальное общее образование
1-4 класс

Составитель:
Камеко М.А., учитель первой категории

г. Ивдель
2021 г.

Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Планируемые результаты
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
* Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
* Представление о собственном теле.
* Отнесение себя к определенному полу.
* Умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
* Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
* Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
* Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
* Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами.
* Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
* Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
* Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Содержание программы
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья»,
«Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по
формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь
ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность
действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает

обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки,
накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию
навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела
«Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении:
членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится
соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы
образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое
отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать
окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например,
работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и
др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица,
мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды,
намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать
последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в
плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков
начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе
обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В
домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название темы
Представления о себе
Части тела: голова, шея, туловище. Их значение.
Части тела: руки, ноги. Их значение.
Моѐ – чужое.
Отождествление себя в зеркале
Отождествление себя на фотографии
Моѐ здоровье.
Режим дня.
Гигиена тела человека
Закаливание
Одежда по погоде
Называние своего возраста.
Рассказ о себе с помощью речи, жестов.
«Мои данные» «Как тебя зовут, сколько тебе лет?»
Где я живу? (называние домашнего адреса)
Мои интересы и желания.
Возрастные изменения человека
Сообщение о состоянии своего здоровья
Закрепление пройденного материала
Моя семья
Члены моей семьи.

Кол-во
часов
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1

8 неделя
9 неделя

10 неделя

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

11 неделя

32
33

12 неделя
13 неделя
14 неделя

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

15 неделя

16 неделя
17 неделя

18 неделя

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

19 неделя

56
57

20 неделя
21 неделя

58
59
60
61
62

Моя семья: бытовая деятельность членов семьи.
Досуговая деятельность членов семьи.
Профессиональная деятельность членов семьи.
Домашние обязанности членов семьи
Семейные традиции
Семейные праздники
Моя досуговая деятельность, мое хобби
«Дом моей мечты»
Практическая работа «Моя родословная»
Закрепление пройденного материала.
Гигиена тела
Ванная комната, атрибуты ванной комнаты
Различение вентилей с горячей и холодной водой.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук.
Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании лица
Уход за полостью рта
Мои глаза, уход за глазами
Мои уши, уход за ушами
Расчесывание волос.
Практическая работа «Утренняя зарядка»
Кожа, ее функции
Правила ухода за кожей частей тела
Игра «Что за чем?»
Уход за ногтями
Практическое занятие. Первая помощь при ушибах, ранах,
носовом кровотечении.
Закрепление пройденного материала.
Одежда и обувь
Узнавание (различение) предметов одежды
Узнавание (различение) деталей предметов одежды
Назначения деталей предметов одежды.
Виды застежек на одежде
Назначение головных уборов
Узнавание (различение) предметов обуви
Знание назначения видов обуви.
Различение сезонной обуви
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы,
ремня, кнопки, шнурка).
Соблюдение последовательности действий при раздевании
Чистка одежды щеткой. Хранение одежды
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней)
стороны одежды, верха (низа) одежды
Закрепление пройденного материала.
Прием пищи
Органы пищеварения.
Питание человека
Правильное питание
Значение овощей и фруктов для правильного питания.
Режим питания.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1

22 неделя
23 неделя

24 неделя
25 неделя

26 неделя

27 неделя
28 неделя

29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Питание и личная гигиена человека.
Профилактика пищевых отравлений.
Столовые приборы
Культура поведения в столовой
Использование салфетки во время приема пищи
Вредные привычки
Закрепление пройденного материала.
Культура поведения
Культура поведения на празднике
Культура поведения за столом
Культура поведения на улице
Культура поведения в лесу
Культура поведения в транспорте
Культура поведения в общественных местах
Закрепление пройденного материала.
Туалет
Туалетная комната, атрибуты комнаты.
«Нужды человека» «Я хочу есть, пить»
«Кнопка слива» «Смывание унитаза»
«Снятие нижнего белья»
«Одевание нижнего белья» «Изнаночная и лицевая сторона»
«Туалетная бумага» «Отматывание бумаги»
«Гигиенические процедуры после посещение туалета»
«Моѐ личное полотенце»
Повторение
Представления о себе «Я человек»
Кто я? «Я-мальчик» «Я-девочка»
«Возрастные изменения» «Я малыш» «Я подросток»
Гигиена тела. Водные процедуры
Подготовка ко сну
Виды одежды
Уход за одеждой
Виды обуви
Уход за обувью
Режим дня
Утро, день, вечер
Овощи и фрукты в жизни человека
Мои части тела
Нужды человека
Моѐ самочувствие
Встреча гостей.
Сервировка стола
Закрепление полученных знаний

1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Учебная
неделя

№
п/п

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

1
2
3
4
5
6
7
8

9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя

9
10
11
12
13
14
15
16
17

18 неделя
19 неделя
20 неделя

18
19
20

21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя

21
22
23
24
25
26

27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

27
28
29
30
31
32
33
34

Название темы
Представления о себе
Как меня зовут?
Мой возраст.
Домашний адрес.
Мои увлечения.
Рассказ о себе.
Эмоции.
Полезные и вредные привычки.
Осанка – стройная спина.
Гигиена тела
Предметы личной гигиены.
Правила личной гигиены в течение дня.
Гигиена рук.
Гигиена полости рта.
Гигиена тела.
Расчесывание волос.
Глаза. Забота о зрении.
Уши - орган слуха. Гигиена ушей.
Нос и уход за ним.
Семья
Я и моя семья.
Обязанности в семье.
Увлечения моей семьи.
Прием пищи
Режим питания.
Правила поведения за столом.
Продукты питания.
Напитки.
Сервировка стола к чаю.
Уборка стола после еды.
Обращение с одеждой и обувью
Одежда. Виды одежды.
Сезонная одежда.
Внешний вид школьника.
Обувь. Виды обуви.
Сезонная обувь.
Веселые шнурочки.
Головные уборы, их назначение.
Сезонные головные уборы.

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
Учебная
неделя

№
п/п

1 неделя

1
2

2 неделя

3

3 неделя

4
5
6

4 неделя
5 неделя
6 неделя

7
8
9
10
11
12
13

7 неделя
14
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя

15
16
17
18
19
20
21
22

12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

17 неделя
34

Название темы
Представления о себе.
Представления о собственном теле.
Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова.
Знакомство с собственным телом, его частями: руки, ноги,
голова, туловище.
Формирование схемы тела.
Формирование схемы лица (нос, рот, глаза).
Самостоятельное узнавание (с использованием зеркала)
частей лица(глаза, нос, рот, брови, лоб).
Формирование схемы лица(волосы, уши, зубы).
Руки(плечи, пальцы, ногти).
Закрепление названий пальцев рук.
Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).
Туловище (спина, живот).
Режим дня. Составление предложений по картинкам.
Правила здорового образа жизни.
Формирование знания о собственной гендерной
принадлежности (мальчик, девочка).
Гигиена тела.
Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная
бумага.
Формирование умения различать вентили с горячей и
холодной водой.
Формирование умения регулировать напор струи воды.
Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьѐ рук мылом.
Формирование умения подстригать ногти ножницами.
Формирование умения мыть лицо.
Формирование умения вытирать лицо.
Знакомство со своими зубами и полостью рта.
Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная
щѐтка.
Чистка зубов щѐткой.
Чистка зубов, полоскание.
Семья.
Мой возраст.
День рождения.
Мама. Рассматривание фотографии, называние имени.
Представление о деятельности мамы дома.
Моя семья. Папа.
Представление о бытовой деятельно стипапы.
Мама и папа-родители. Представление о досуговой
деятельности родителей.
«Чем я люблю заниматься».
Сюжетно-ролевая игра «Семейный поход в кино».
Обращение с одеждой и обувью.
Виды одежных застежек: липучки, молнии, пуговицы,
кнопки, ремни, шнурок.

Кол-во
часов
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1

18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

26 неделя
27 неделя

51
52
53
54
55

28 неделя
56
29 неделя

57
58

30 неделя

59
60

31 неделя

61
62
63

Формирование навыка расстегивания липучки.
Формирование навыка застегивания липучки.
Формирование навыка расстегивания молнии.
Формирование навыка застегивания молнии.
Формирование навыка застегивания пуговицы.
Формирование навыка расстегивания пуговицы.
Формирование навыка расстегивания кнопки.
Формирование навыка застегивания кнопки.
Формирование навыка расстегивания ремня.
Формирование навыка застегивания ремня.
Формирование навыка развязывания шнурка.
Формирование навыка завязывания шнурка.
Самостоятельное застѐгивание и расстегивание верхней
одежды.
Различение предметов одежды.
Выворачивание одежды.
Соблюдение последовательности действий при одевании
комплекта одежды.
Различение предметов обуви.
Закрепление навыков обувания. Шнуровка ботинок.
Работа с пиктограммами – виды обуви.
Различение головных уборов.
Сюжетно-ролевая игра «Поход в парк».
Прием пищи.
Полезные и вредные продукты.
Напитки. Виды напитков(чай, компот, молоко), их
называние.
Напитки. Называние видов напитков(кефир, сок, лимонад).
Называние продуктов питания, которые едят руками (хлеб,
печенье, яблоко)
Продукты питания, которые едят с помощью ложки(суп,
каша).
Вилка. Еда с помощью вилки.
Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками.
Правила приѐма овощей и фруктов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1

32 неделя
64
33 неделя
34 неделя

65
66
67
68

Формирование умения убирать со стола после приѐма
пищи.
Формирование умения убирать со стола после приѐма
пищи.
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».
Повторение и закрепление изученного материал.
Повторение и закрепление изученного материал.

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».