РП Основы финансовой грамотности 2-3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Ивдельский ГО
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №2

по УВР

г. Ивделя

_________________ Игошина О.Е.

_______________ Миклина Е.М.

Протокол № 51
от «30» августа 2023 г.

Приказ № 23-У
от «01» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1385672)
учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
для обучающихся 2 – 3 классов

г. Ивдель 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы финансовой
грамотности» составлена на основе авторской программы С.Н. Федина по
финансовой грамотности.
Цель: развитие

экономического

образа

мышления,

воспитание

ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на
изучение курса «Основы финансовой грамотности» предусмотрено 68 часов во 2-3 классах отводится по 34 часа (по 1 ч. в неделю).
Результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть
сформированы

личностные,

регулятивные,

познавательные

и

коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Личностные результаты
•

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

•

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;

•

развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои
поступки;

•

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•

составление простых планов с помощью учителя;

•

понимание цели своих действий;

•

проявление познавательной и творческой инициативы;

•

оценка правильности выполнения действий;

•

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:

•

освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

•

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

•

овладение

логическими

классификации,

действиями

установления аналогий

сравнения,
и

обобщения,

причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:

•

составление текстов в устной и письменной формах;

•

умение слушать собеседника и вести диалог;

•

умение признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;

•

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;

•

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;

осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
•

понимание и правильное использование экономических терминов;

•

представление о роли денег в семье и обществе;

•

умение характеризовать виды и функции денег;

•

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных финансов и

•

путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.

•

Планируемые результаты
Обучающийся научится:
•

осуществлять поиск и использование информации необходимой для
результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

•

определять актуальные и потенциальные источники доходов;

•

анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов,
определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать
финансовую

устойчивость

своего

домохозяйства,

планировать

семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
•

учить планировать личный бюджет и постановку целей;

•

рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления,
депозиты, вклады);
Обучающийся получит возможность научиться:

•

выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать
меры по уменьшению рисков;

•

оценивать

актуальность

при

кредитовании,

оценивать

риски,

возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять
эффективную процентную ставку по кредиту;
•

оценивать

риски

при

инвестировании,

сравнивать

доходность

различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и
способы выполнения задач по инвестированию средств;
•

сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и
степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

•

оценивать

степень

безопасности

различных

предложений

на

финансовом рынке;
•

оценивать

эффективность

и

качество

финансовых

ценностей,

описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества;

•

формировать

основы

предпринимательства,

через

игровую

деятельность.
Основные содержательные линии курса:
•
•

деньги, их история, виды, функции;
семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с

курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы
и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Результативность реализации программы отслеживается через:
•

устный опрос;

•

письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

•

тестовое задание;

•

решение задач;

•

решение кроссворда и анаграммы;

•

мини-исследование;

•

графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

•

творческая работа: постер, компьютерная презентация;

•

викторина;

•

проект.

Содержание учебного предмета
Название раздела, темы

Содержание

Раздел 1. Что такое деньги и

Причиной

возникновения

какими они взялись?

специализация.

В

обмена

результате

является

обмена

должны

выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в
Тема 1.

связи с несовпадением интересов и проблемой

Как появились деньги.

определения ценности. Товарные деньги облегчают
процесс обмена. В разных регионах в качестве денег
использовались
товарными

разные

деньгами

вещи.

Основными

становятся

драгоценные

металлы, из которых позже делаются монеты. В
связи с проблемами изготовления и безопасности
перевозки

появляются

бумажные

деньги.

Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные
металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).
Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары.
Услуги.
Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые
монеты появились в Лидийском царстве. Качество
монет гарантировалось государственной печатью.
Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской
империи. В Китае и Индии были собственные
монеты. На Руси монеты появились в Х веке.
Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного

государства

монеты

стали

едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать.
Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка.
Полушка.

Алтын.

Двугривенный.
«Орёл». «Решка».

Деньга.

Полтинник.

Пятак.

Гривенник.

Червонец.

Дукат.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами.
Первоначально бумажные деньги были обеспечены
золотом. В России бумажные деньги появились в
XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги
удобны

в

Бумажные

обращении,
деньги

Изготовление

но

менее

защищают

фальшивых

долговечны.

от

подделок.

денег

является

преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные
деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации.
Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты.
Вкладчики получают от банка деньги (процентные
платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные
деньги

являются

счетах.

информацией

Современные

на

банки

банковских
используют

пластиковые карты.
Основные понятия
Банк.

Сбережения.

Заёмщик.

Меняла.

Кредит.

Вклад.

Плательщик.

Вкладчик.
Получатель.

Безналичные денежные расчёты. Банковские карты.
Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты.
Кредитные карты.
Тема 5. Валюты.

Валюта - денежная единица страны. Разные страны
имеют разные валюты. Национальной валютой
России является рубль. Государства хранят запасы
иностранных валют и золота, которые называются
золотовалютными резервами. Валюты, в которых
хранятся резервы, называются резервными. Их
используют для международных расчётов. Цена
одной валюты, выраженная в другой валюте,
называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы.

Мировая валюта.
Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский
франк.
Раздел 2.

Основным

источником

Из чего складываются доходы в человека
семье.

является

дохода

современного

заработная

плата.

Размер

заработной платы зависит от профессии, сложности
работы,

отрасли.

Государство

размер

Тема 6. Откуда в семье берутся

минимальный

деньги.

Собственник может получать арендную плату и
проценты.

оплаты

устанавливает

Доход

труда

также

(МРОТ).
приносит

предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам,

семьям

с

детьми

и

безработным,

выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею.
Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты
труда

(МРОТ).

Прожиточный

Потребительская

минимум.

корзина.

Пенсия.

Стипендия.

Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции.
Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Раздел 3. Почему семьям часто

Люди расходуют деньги на питание, покупку

не хватает денег на жизнь и как одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт,
этого избежать

связь, медицинское обслуживание и лекарства,
образование, отдых, развлечения и пр. Расходы

Тема 7.

можно разделить на необходимые, желательные и

На что семьи тратят деньги.

престижные.

По

срокам

расходы

делятся

на

ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и
переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё.
Коммунальные

услуги.

Обязательные

расходы.

Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.
Престижные

расходы.

Ежемесячные

расходы.

Ежегодные

расходы.

Переменные

расходы.

Сезонные расходы.
Раздел 4. Деньги счёт любят,

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут

или как управлять своим

учёт

кошельком, чтобы он не

финансовых проблем. Если доходы превышают

пустовал

расходы, образуются сбережения. Если расходы

доходов

и

расходов,

чтобы

избежать

превышают доходы, образуются долги. В этом
Тема 8.
Как

случае необходимо либо сократить расходы, либо
правильно

семейный бюджет.

планировать найти дополнительный источник доходов. Для
крупных покупок
или для непредвиденных расходов надо делать
сбережения. В противном случае придётся брать
кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации.
Сбережения (накопления). Долг.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Появление обмена товаров

1

https://fmc.hse.ru/

2

Первые деньги

1

https://fmc.hse.ru/

3

Монеты

1

https://fmc.hse.ru/

4

Бумажные деньги

1

https://fmc.hse.ru/

5

Деньги – средство обмена, а не благо

1

https://fmc.hse.ru/

6

Ответственность за расходование денег

1

https://fmc.hse.ru/

Решение задач с элементарными товарообменными
7

расчетами

https://fmc.hse.ru/
1

Обобщение по разделу «Что такое деньги и откуда
8

они взялись»

https://fmc.hse.ru/
1

9

Наши проекты

1

https://fmc.hse.ru/

10

Гурт. Подделка монет

1

https://fmc.hse.ru/

11

Аверс и реверс. Номинал

1

https://fmc.hse.ru/

12

Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок

1

https://fmc.hse.ru/

13

Основные признаки денег

1

https://fmc.hse.ru/

14

Фальшивые деньги – это преступление

1

https://fmc.hse.ru/

15

Решение задач элементарными денежными расчетами

1

https://fmc.hse.ru/

16

Обобщение по разделу «Защита денег от подделок»

1

https://fmc.hse.ru/

17

Наши проекты

1

https://fmc.hse.ru/

18

Защита проектов

1

https://fmc.hse.ru/

19

Клады. «Меховые» деньги

1

https://fmc.hse.ru/

20

Первые русские монеты. Денга и копейка

1

https://fmc.hse.ru/

21

Рубль, гривенник и полтинник

1

https://fmc.hse.ru/

Решение
22

задач

с

элементарными

денежными

расчетами

https://fmc.hse.ru/
1

Обобщение по разделу «Какие деньги были раньше в
23

России»

https://fmc.hse.ru/
1

24

Наши проекты

1

https://fmc.hse.ru/

25

Защита проектов

1

https://fmc.hse.ru/

26

Современные деньги России

1

https://fmc.hse.ru/

Доллары и евро – самые известные иностранные
27

https://fmc.hse.ru/
1

деньги

28

Банки

1

https://fmc.hse.ru/

29

Наличные, безналичные и электронные деньги

1

https://fmc.hse.ru/

Отличия
30

наличными

и

безналичными

https://fmc.hse.ru/
1

деньгами
Решение

31

между

задач

с

элементарными

денежными

расчетами

https://fmc.hse.ru/
1

Обобщение по разделу «Современные деньги России
32

и других стран»

33

Наши проекты

34

Итоговое занятие. Защита проектов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://fmc.hse.ru/
1
https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/
34

0

0

3 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Регулярные и нерегулярные доходы

1

https://fmc.hse.ru/

2

Клады, лотереи, наследство

1

https://fmc.hse.ru/

3

Заработная плата

1

https://fmc.hse.ru/

4

Пенсия, пособия, стипендии

1

https://fmc.hse.ru/

5

Аренда и проценты в банке, кредиты

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

8

Решение задач с элементарными денежными
расчетами
Обобщение по разделу «Откуда в семье берутся
деньги»
Наши проекты

9

Защита проектов

1

https://fmc.hse.ru/

10

Расходы на самое необходимое

1

https://fmc.hse.ru/

11

Сбережения и непредвиденные расходы

1

https://fmc.hse.ru/

12

Вредные привычки

1

https://fmc.hse.ru/

13

Хобби

1

https://fmc.hse.ru/

14

Потребности людей и ограниченность ресурсов

1

https://fmc.hse.ru/

6
7

16

Решение задач с элементарными денежными
расчетами
Обобщение по разделу «На что тратятся деньги»

17

Наши проекты

1

https://fmc.hse.ru/

18

Защита проектов

1

https://fmc.hse.ru/

19

Расходы и доходы. Считаем деньги

1

https://fmc.hse.ru/

20

Учимся экономить

1

https://fmc.hse.ru/

21

Способы сокращения и увеличения доходов

1

https://fmc.hse.ru/

22

Семейный бюджет, правила его составления

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

15

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

25

Решение задач с элементарными денежными
расчетами
Обобщение по разделу «Как с умом управлять своими
деньгами»
Наши проекты

26

Защита проектов

1

https://fmc.hse.ru/

27

Как откладывать деньги

1

https://fmc.hse.ru/

28

Как распорядиться своими сбережениями

1

https://fmc.hse.ru/

29

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

1

https://fmc.hse.ru/

1

https://fmc.hse.ru/

23
24

30

Решение задач
расчетами

с

элементарными

денежными

31

Обобщение по разделу «Как делать сбережения»

1

https://fmc.hse.ru/

32

Наши проекты

1

https://fmc.hse.ru/

33

Защита проектов

1

https://fmc.hse.ru/

34

Итоговое занятие.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://fmc.hse.ru/
34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Финансовая грамотность, 2-3 класс/ Федин С.Н., ООО «Издательство
«ВИТА-ПРЕСС».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•

Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации
для учителя. 2 – 3 классы. - М.: ВАКО, 2020.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
https://fmc.hse.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».