Психология ребенка на каникулах
19.06.2025
Об этом говорит К.С. Бахарев, медицинский психолог областного
центра психологической поддержки детей и подростков, филиала «Детство» Свердловской
областной клинической психиатрической больницы.
- Начнем с того,
что каникулы - время, когда ребенку можно расслабиться, - замечает Кирилл
Сергеевич. - То же самое, что отпуск
для взрослых. Здорово, если этот отдых он может проводить по собственному усмотрению
так, как ему нравится, это благотворно сказывается на самочувствии и младшего
школьника, и подростка. С другой стороны, если его отправляют под опеку бабушки
и дедушки, это – уникальная возможность контакта поколений, который крайне
важен для обеих сторон. Контакт с детьми необходим для взрослых в любом
возрасте, потому что дети позволяют им неотрывно существовать в этом мире, не
чувствовать себя оторванными от современности.
Самый наглядный
пример – информационные технологии. Некоторых бабушек и дедушек тот факт, что
ребенок много времени проводит у компьютера, со смартфоном в руках, раздражает.
Они считают это бесполезной тратой времени, мол, лучше бы на улице погулял или
по хозяйству помог! При этом сами понимают, что значительная часть общественных
функций - те же Госуслуги - давно ушла в Интернет, и испытывают трудности с
получением этих услуг. А нынешние дети буквально родились в этой среде, для них
цифровой мир – норма, они великолепно разбираются в технологиях и могут
знакомить с ними старшее поколение, которое получает возможность оставаться наравне
с современным миром.
- Замечательная
история, когда у дедушки или бабушки появляется смартфон, в котором они сами
разобраться не могут, - приводит пример К.С. Бахарев. - Это – «поле игры» внука
или внучки, попросите ребенка помочь вам научиться пользоваться гаджетом,
освоить его возможности. Но есть нюанс: желательно, чтобы это была именно
просьба о помощи: «Я не понимаю, а ты прекраснейшим образом разбираешься в этом.
Помоги мне, пожалуйста, давай разберемся вместе». В общении с внуками лучше
выбрать позицию «на равных», потому что директивность в общении сыграет,
скорее, отрицательную роль, в ответ можно получить отказ.
Вообще, по словам
эксперта, у бабушек и дедушек, в отличие от родителей, по отношению к детям
роль иная. На родителей возложена функция воспитания, поэтому нередко у
подростков отношения с папами-мамами бывают непростыми, проблемными. Зато у
бабушек и дедушек единственная задача – любить внуков, поэтому детям нередко очень
нравится бывать у них, ведь здесь – больше свободы, меньше нравоучений. А еще
старшее поколение семьи является уникальнейшим носителем истории, и не только
конкретной семьи. Для ребенка полезно и важно узнать эту историю, сравнить с
тем, что происходит сегодня. Подобная информация всегда интересует детей. Но здесь
важно не впасть в крайности и не говорить о том, что «раньше трава была
зеленее». И уж тем более не утверждать, что современная жизнь неправильная,
хуже той, что была в прошлом. Этого слушать ни одному внуку не захочется. Подросток
тут же потеряет всяческий интерес и не захочет дальше общаться, не расскажет о
себе, о том, что его интересует, увлекает. – Более действенным для налаживания контакта
будет сравнение: «А вот мы в ваше время…», - подчеркивает Кирилл Сергеевич. – И
не в укор, а именно для того, чтобы показать, как было иначе, по-другому. Детям
сложно представить абсолютно иной уклад жизни, иначе построенный быт, а дедушка
и бабушка в их возрасте все это видели сами. Это обязательно заинтересует! И
старшему поколению полезно вспомнить себя в возрасте их внуков – чем
занимались, как обходили возможные запреты. Многие с удивлением осознают, что в
том возрасте были очень схожи со своими внуками, это поможет лучше понять друг
друга.
Конечно, нельзя
обойти вниманием темы сада-огорода. Детям помладше там – раздолье: природа,
свежий воздух, простор. А вот подростков обычно на садовый участок не заманишь.
Хотя летом бабушки и дедушки очень рассчитывают на молодых помощников. Как
найти точки соприкосновения?
- Лучше всего эту
тему превратить в игру, - говорит К.С. Бахарев. – Современные, особенно
городские дети практически не знакомы с флорой и фауной. Ну, где они в условиях
города могут увидеть дождевого червя, крота, полевую мышь? Зато на даче ему
можно и показать кротовую нору, и объяснить, какие породы деревьев растут
поблизости, научить различать голоса лесных птиц… Но не забываем параллельно
интересоваться самим ребёнком, его миром: попросили помочь с прополкой грядки -
не заботиться об интенсивности труда. Пусть сделаете поменьше, зато
пообщаетесь, выясните его проблемы, с кем дружит, чем увлечен. И
современные технические возможности детей можно приспособить к делу, чтобы в
саду было интереснее. Например, сейчас есть много программ для смартфонов, с
помощью которых по фотографии легко определить, какое растение вам встретилось.
Под девизом: «Выросло что-то на участке, не знаю, что это, а у тебя есть смартфон,
ты же можешь по фотографии определить, что это такое?» Любой внук обязательно
придет на помощь!
И об отдыхе детей
забывать не стоит: хочется им отоспаться после школьных занятий – на здоровье,
пусть спят хоть до обеда. Долго это продолжаться не будет. Зато вечером в саду
можно организовать мини-поход: посидеть с дедушкой у костра, слушая рассказы о
его детстве, испечь картошку, посмотреть на закат и полежать вместе на траве,
разглядывая созвездия. Такой вечер всем запомнится надолго!
Наталья Березнякова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.06.2025
Дата обновления: 19.06.2025
Дата публикации: 19.06.2025