Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ивделя
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
_______________Е.М.Миклина
«_____»____________2024г.
Приказ № 49-У от 01.09.2020 г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
с детьми с ОВЗ
Разработала:
Педагог-психолог Поглазова Е. А.
г.Ивдель, 2024
1
1. Содержание программы:
1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
2. Содержание разделов программы…………………………………………8
3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………….....9
4. Литература, использованная для разработки программы………………13
2
Пояснительная записка
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей,
которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто
болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной
возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой
памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными
проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной
помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении
детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных
условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни,
на
реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод,
возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему
влияние
неблагоприятных
социально-психологических
факторов,
когда
они
накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс
развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы,
формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной
категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в
эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее
негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности,
которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как
низким
развитием
когнитивной
сферы,
эмоционально-волевой
регуляции,
самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной
пассивностью
(слабость
регуляционных
компонентов
учебно-познавательной
деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации
движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и
представлений об окружающем мире, несформированностьюоперациональных
компонентов
учебно-познавательной
деятельности.У
детей
с
ОВЗ
слабо
3
сформированы
пространственные
представления.
Особенности
внимания
проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях
переключения;
слабой
раздражителей
вызывает
концентрации
значительное
на
объекте.
замедление
Наличие
посторонних
выполняемой
детьми
деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти
проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости,
низкой скорости
запоминания; преобладании механического запоминания над
словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления
проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной
деятельности,
недостаточность
наглядно-образного мышления;
Недостаточно
сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У
детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности
репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в
«готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Основными целями программы являются:
формирование
эффективной
системы
поддержки
детей
с
ОВЗ,
включающих в себя как профилактические и реабилитационные
мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности,
позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционноразвивающую работу по развитию когнитивной и эмоциональноволевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного
материала.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с
повышением образовательно уровня.
Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере
(внимание, память, восприятие, мышление, речь).
4
Развитие эмоционально-волевой
сферы.Повышение эмоциональной
компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека,
адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Формирование положительной учебной мотивации.
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
Развитие коммуникативных навыков.
Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение
психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание
климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
системность;
комплексность;
деятельностный подход;
общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального
подхода, сознательности).
Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической
культуры,
развитие
психолого-педагогической компетентности учащихся.
5
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей
страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней
конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно
возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели,
учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые
родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с
возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со
сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает
ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с
ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для
его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка
дома.
Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и
умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей
с ОВЗ в семье.
Задачи:
Консультирование
родителей
по
вопросам
инклюзивного
образования;
Выбор стратегии воспитания;
Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с
ОВЗ;
Консультации по индивидуальным запросам.
6
Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.
Занятия
проходят
1раз
в
неделю.
Возможно
как
проведение
индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах,
сформированных по особенностям развития.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика,
которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того,
способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и
активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные
преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса
(внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на
другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по
способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами,
игрушками,
работа с наглядными
материалами,
работа по карточкам,
упражнения и др.).
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка на тему
занятия: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
Продолжительность занятия 20 минут.
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в
год -34.
Ожидаемые результаты реализации программы:
адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;
положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности
ребенка в образовательном процессе;
повышение уровня развития когнитивной сферы;
7
повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть
своим психоэмоциональным состоянием).
формирование положительной мотивации к обучению.
формирование положительной самооценки у детей;
Описание разделов программы
1. Диагностика развития психических процессов.
Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития
когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с
целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые
методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального
развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики
включены
в
рабочую
программу
педагога-психолога
«Программа
психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной
сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и
в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение
учебного года.
2. Развитие внимания.
Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания,
направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.
3. Развитие мышления и речи.
Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у
ребенка
таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать,
выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение
словаря ребенка.
4. Развитие восприятия.
Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения
окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.
8
5. Развитие памяти.
Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку
слуховой, зрительной и логической памяти.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Реализация данного раздела программы направлена на обогащение
эмоциональной сферы ребенка, помощь в
разделении положительных и
отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные
эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение
сверстника или взрослого.
9
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов
Кол-во
Содержание разделов и
п/п
и тем
часов
наименование форм работы
1.
Диагностика развития психических
6
процессов (начало учебного года):
1.1
1.2
Диагностика уровня развития
когнитивной сферы.
Мышление.
1
Диагностика уровня развития
1
В соответствии с программой
диагностики
В соответствии с программой
когнитивной сферы. Память.
1.3
Диагностика уровня развития
диагностики
1
В соответствии с программой
когнитивной сферы. Внимание.
диагностики
Диагностика уровня развития
когнитивной сферы. Речь. Восприятие.
1
Диагностика уровня
сформированности эмоциональноволевой сферы.
1
Диагностика развития личностной
сферы.
1
2.
Развитие внимания
7
2.1
Развитие концентрации внимания
1
1.4
1.5
1.6
2.2
2.3
2.4
Развитие концентрации и
устойчивости внимания
Развитие умения распределять
внимание
Развитие внимания и мышления
В соответствии с программой
диагностики
В соответствии с программой
диагностики
В соответствии с программой
диагностики
Упр. «Радуга внимания»
Упр. Копировальщики»
1
Упр. Корректурные пробы»
1
Упр. «Шифровщики»
1
Упр. «Кодирование слов с помощью
цифр»
2.5
Развитие слухового внимания
1
Упр. «Арифметический
диктант»
2.6
Увеличение уровня распределения
внимания.
2
Упр. «Графический диктант»
Коллективное чтение с
дополнительной сенсорной
10
нагрузкой (постукивание).
Упр. «Счет с помехой»
Упр. «Воображаемое
рисование+сенсорная
поддержка»
3.
Развитие мышления
10
3.1
Развитие мышления и речи
1
3.2
Развитие способности к синтезу
1
3.3
Развитие логики
3
3.4
Развитие умения анализировать
2
3.5
Развитие умения действовать по
1
Развитие умения выстраивать
1
аналогии
3.7
4
Сочиняем рассказ по картинкам
Сочиняем рассказ из
несвязанных между собой
понятий
Упр. «Словообразователи»
Упражнения на поиск
составных частей предметов и
явлений
Упр. «Плохо или хорошо?»
Решение ребусов
Упр. «Спичечные
головоломки»
Упр. «Инструкция»
Отгадывание загадок
Развитие ассоциативного мышления
1
Развитие восприятия
3
Упр. «Наведем порядок»
(Поиск смысловой связи в
предложенных словах)
Упр. «Зашифрованные слова»
Составление анаграмм
Упражнения на определение
существенных признаков явлений
и предметов.
Упражнения на поиск общих
признаков предметов и
объединения их в группы.
Упражнения на классификацию
предметов и явлений
Игра «Спорщики».
Упр. «Занимательная лесенка»
образцу
3.6
Упр. «Змейка»
Упражнения на визуальные и
слуховые аналогии.
Упражнения на выстраивание
ассоциаций.
Упр.«Наложенные
изображения»
Упр. «Найди спрятанные
11
изображения»
Упр. «Закончи незаконченные
изображения»
Упр. «Собираем целое из
частей»
Упр. «Парные изображения»
5
5.1
Развитие памяти.
5
Развитие зрительной памяти.
2
5.2
Развитие ассоциативной и логической
2
Упражнения на группировку
предметов и явлений по
смыслу.
Выстраивание ассоциации,
памяти.
5.4
Упр. и задания на работу по
образцу
Работа по карточкам
Упражнения с использованием
раздаточного материала
Упр. «Фоторепортаж»
(Воспроизведение на память
элементов картинки)
Поиск закономерностей
Воспроизведение историй на
слух
Кинезиологические
упражнения
Игры
Развитие слуховой памяти
1
6
Развитие эмоциональной сферы
4
7.
Диагностика развития психических
Соответствует диагностическим
процессов (конец года):
методикам, использованным в начале
1. Беседа об эмоциях
человека.
2. Комплекс игр
«Волшебная страна
чувств»:
2.1 «Грусть»
2.2 «Обида»
2.3 «Злость»
2.4 «Гнев»
2.5 «Страх»
2.6 «Радость»
2.7 «Любовь»
3. Аналитическая беседа о
внутренних состояниях
человека.
учебного года.
12
Всего часов:
8
Работа с родителями
34
В
Консультирование родителей
соответст
по вопросам инклюзивного
вии с
годовым
образования;
Выступление на родительских
планом
работы
педагога-
собраниях
Консультации по
индивидуальным запросам.
психолога
13
Список используемой литературы.
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический
консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.:
Генезис, 2012.
3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. –
М.: Дрофа, 2008.
4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб.
науч. тр., СПб., 2010.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /
Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного
образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва:
МГППУ, 2011.
7. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по
поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М.,
РООИ «Перспектива», 2008.
8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям
детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. –
Красноярск, 2013.
9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального
образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных
образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт
tzrruo.ru
11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательных
учреждениях:
Методические
рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
14
13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//
http://www.lawmix.ru/pprf/71491
14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии»//
http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-
dok.html
15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография
/Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
16. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/
Под ред. С.В.Алѐхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие
для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,:Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС,
2003.
18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с
ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации
для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности
психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
15
Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций
по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
(направления
деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы
деятельности,
мероприятия
Сроки
Ответстве
нные
Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика
для выявления группы
«риска»
Создание банка данных
обучающихся,
нуждающихся в
специализированной
помощи
Формирование
характеристики
образовательной ситуации в
ОУ
Наблюдение,
психологическое
Классный
обследование;
руководитель
анкетирование
Педагогродителей, беседы с
сентябрь психолог
педагогами
Углубленная диагностика Получение объективных Диагностирование. сентябрь
детей с ЗПР, детейсведений об обучающемся
Заполнение
инвалидов
на основании
диагностических
диагностической
документов
информации специалистов
специалистами
разного профиля, создание
(протокола
диагностических
обследования)
"портретов" детей
Проанализировать
Индивидуальная
причины возникновения коррекционная программа,
трудностей в обучении.
соответствующая
Выявить резервные
выявленному уровню
возможности
развития обучающегося
Разработка
коррекционной
программы
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Социально – педагогическая диагностика
Определить уровень
Получение объективной
Анкетирование,
Классный
организованности
информации об
наблюдение во время
руководитель
Сентябрь
ребенка, особенности организованности ребенка, занятий, беседа с
Педагог- октябрь
эмоционально-волевой и
умении учиться,
родителями,
психолог
личностной сферы;
особенности личности,
посещение семьи.
Социальный
уровень знаний по
уровню знаний по
Составление
педагог
16
предметам
предметам.
Выявление нарушений в
поведении
(гиперактивность,
замкнутость, обидчивость и
т.д.)
характеристики.
Учительпредметник
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания
образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления)
деятельности
Планируемые
результаты.
Виды и формы
деятельности,
мероприятия.
Сроки
Ответственн
ые
В течение
уч.года
Педагогпсихолог
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить
психологическое
сопровождение детей с
ОВЗ, детей-инвалидов
Позитивная
динамика
развиваемых
параметров
1.Формирование групп
для коррекционной
работы.
2.Составление расписания
занятий.
3. Проведение
коррекционных занятий.
4. Отслеживание
динамики развития
ребенка
Лечебно – профилактическая работа
Создание условий для
сохранения и
укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ,
детей-инвалидов
Разработка рекомендаций
для педагогов, учителя, и
В течение года
родителей по работе с
детьми с ОВЗ.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в
образовательный процесс
Организация и
проведение мероприятий,
направленных на
сохранение,
профилактику здоровья и
формирование навыков
здорового и безопасного
образа жизни.
Реализация
профилактических
Заместитель
директора по
УВР
Классный
руководитель
Педагогпсихолог
логопед
Медицинский
работник
17
образовательных
программ
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции,
развития и социализации обучающихся
Виды и формы
деятельности,
мероприятия.
Сроки
Ответственные
Консультирование
1. Рекомендации,
педагогических
приѐмы, упражнения и
работников по
др. материалы.
вопросам инклюзивного 2. Разработка плана
образования
консультативной
работы с ребенком,
родителями, классом,
работниками школы
Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации
По
отдельному
плану-графику
Педагог –
психолог
Консультирование
1. Рекомендации,
обучающихся по
приѐмы, упражнения и
выявленных проблемам,
др. материалы.
оказание превентивной 2. Разработка плана
помощи
консультативной
работы с ребенком
Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации
По
отдельному
плану-графику
Педагог –
психолог
Консультирование
1. Рекомендации,
родителей по вопросам приѐмы, упражнения и
инклюзивного
др. материалы.
образования, выбора
2. Разработка плана
стратегии воспитания,
консультативной
психологоработы с родителями
физиологическим
особенностям детей
Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации
По
отдельному
плану-графику
Педагог –
психолог
Задачи (направления)
деятельности
Планируемые
результаты.
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного
образования со всеми участниками образовательного процесса
18
Задачи (направления)
деятельности
Планируемые
результаты.
Виды и формы
деятельности,
мероприятия.
Сроки
Информирование
родителей (законных
представителей) по
медицинским,
социальным, правовым и
другим вопросам
Организация работы
семинаров,
тренингов… по
вопросам
инклюзивного
образования
Информационные
По
мероприятия
отдельному
плануграфику
Психолого-педагогическое
просвещение
педагогических
работников по вопросам
развития, обучения и
воспитания данной
категории детей
Организация
методических
мероприятий по
вопросам
инклюзивного
образования
Информационные
По
мероприятия
отдельному
плануграфику
Ответственные
Педагог –
психолог
Педагог –
психолог
Работа с родителями обучающихся
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения
ребенка.
Дата
1 четверть
Содержание работы с родителями обучающегося
Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации . Выработка
общих путей решения проблемы .
Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.
2 четверть
Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с
результатами повторного мониторинга.
Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских
отношений.
3 четверть
Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его
психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.
Родительское кафе
Родители 1-2 классов. Тема «Как выбрать кружок ребѐнку?»
Февраль
(ежегодно)
Март.
(ежегодно)
Родители 4-5 классов. Тема «Трудности при переходе в основную школу.
19
4 четверть
Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга.
Выявление положительной тенденции в проделанной работе.
20