Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ивделя Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя _______________Е.М.Миклина «_____»____________2024г. Приказ № 49-У от 01.09.2020 г. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с детьми с ОВЗ Разработала: Педагог-психолог Поглазова Е. А. г.Ивдель, 2024 1 1. Содержание программы: 1. Пояснительная записка……………………………………………………..3 2. Содержание разделов программы…………………………………………8 3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………….....9 4. Литература, использованная для разработки программы………………13 2 Пояснительная записка C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностьюоперациональных компонентов учебно-познавательной деятельности.У детей с ОВЗ слабо 3 сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой раздражителей вызывает концентрации значительное на объекте. замедление Наличие посторонних выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления; Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи. Основными целями программы являются: формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка. повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционноразвивающую работу по развитию когнитивной и эмоциональноволевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала. Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач: Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня. Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь). 4 Развитие эмоционально-волевой сферы.Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства. Формирование положительной учебной мотивации. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ. Развитие коммуникативных навыков. Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении. Программа опирается на следующие принципы: системность; комплексность; деятельностный подход; общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ: - диагностика (индивидуальная и групповая); - консультирование (индивидуальное и групповое); -коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая); - психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся. 5 Работа с родителями: Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье. Задачи: Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования; Выбор стратегии воспитания; Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ; Консультации по индивидуальным запросам. 6 Режим занятий, основные формы и методы реализации программы. Занятия проходят 1раз в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития. Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.). Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка на тему занятия: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. Продолжительность занятия 20 минут. Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год -34. Ожидаемые результаты реализации программы: адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе; положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе; повышение уровня развития когнитивной сферы; 7 повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием). формирование положительной мотивации к обучению. формирование положительной самооценки у детей; Описание разделов программы 1. Диагностика развития психических процессов. Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года. 2. Развитие внимания. Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания. 3. Развитие мышления и речи. Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка. 4. Развитие восприятия. Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях. 8 5. Развитие памяти. Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти. 6. Развитие эмоционально-волевой сферы. Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. 9 Учебно-тематический план № Наименование разделов Кол-во Содержание разделов и п/п и тем часов наименование форм работы 1. Диагностика развития психических 6 процессов (начало учебного года): 1.1 1.2 Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Мышление. 1 Диагностика уровня развития 1 В соответствии с программой диагностики В соответствии с программой когнитивной сферы. Память. 1.3 Диагностика уровня развития диагностики 1 В соответствии с программой когнитивной сферы. Внимание. диагностики Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие. 1 Диагностика уровня сформированности эмоциональноволевой сферы. 1 Диагностика развития личностной сферы. 1 2. Развитие внимания 7 2.1 Развитие концентрации внимания 1 1.4 1.5 1.6 2.2 2.3 2.4 Развитие концентрации и устойчивости внимания Развитие умения распределять внимание Развитие внимания и мышления В соответствии с программой диагностики В соответствии с программой диагностики В соответствии с программой диагностики Упр. «Радуга внимания» Упр. Копировальщики» 1 Упр. Корректурные пробы» 1 Упр. «Шифровщики» 1 Упр. «Кодирование слов с помощью цифр» 2.5 Развитие слухового внимания 1 Упр. «Арифметический диктант» 2.6 Увеличение уровня распределения внимания. 2 Упр. «Графический диктант» Коллективное чтение с дополнительной сенсорной 10 нагрузкой (постукивание). Упр. «Счет с помехой» Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка» 3. Развитие мышления 10 3.1 Развитие мышления и речи 1 3.2 Развитие способности к синтезу 1 3.3 Развитие логики 3 3.4 Развитие умения анализировать 2 3.5 Развитие умения действовать по 1 Развитие умения выстраивать 1 аналогии 3.7 4 Сочиняем рассказ по картинкам Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий Упр. «Словообразователи» Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений Упр. «Плохо или хорошо?» Решение ребусов Упр. «Спичечные головоломки» Упр. «Инструкция» Отгадывание загадок Развитие ассоциативного мышления 1 Развитие восприятия 3 Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах) Упр. «Зашифрованные слова» Составление анаграмм Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов. Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы. Упражнения на классификацию предметов и явлений Игра «Спорщики». Упр. «Занимательная лесенка» образцу 3.6 Упр. «Змейка» Упражнения на визуальные и слуховые аналогии. Упражнения на выстраивание ассоциаций. Упр.«Наложенные изображения» Упр. «Найди спрятанные 11 изображения» Упр. «Закончи незаконченные изображения» Упр. «Собираем целое из частей» Упр. «Парные изображения» 5 5.1 Развитие памяти. 5 Развитие зрительной памяти. 2 5.2 Развитие ассоциативной и логической 2 Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу. Выстраивание ассоциации, памяти. 5.4 Упр. и задания на работу по образцу Работа по карточкам Упражнения с использованием раздаточного материала Упр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки) Поиск закономерностей Воспроизведение историй на слух Кинезиологические упражнения Игры Развитие слуховой памяти 1 6 Развитие эмоциональной сферы 4 7. Диагностика развития психических Соответствует диагностическим процессов (конец года): методикам, использованным в начале 1. Беседа об эмоциях человека. 2. Комплекс игр «Волшебная страна чувств»: 2.1 «Грусть» 2.2 «Обида» 2.3 «Злость» 2.4 «Гнев» 2.5 «Страх» 2.6 «Радость» 2.7 «Любовь» 3. Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека. учебного года. 12 Всего часов: 8 Работа с родителями 34 В Консультирование родителей соответст по вопросам инклюзивного вии с годовым образования; Выступление на родительских планом работы педагога- собраниях Консультации по индивидуальным запросам. психолога 13 Список используемой литературы. 1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. 2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012. 3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008. 4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010. 5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013. 6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011. 7. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008. 8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. 9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011. 10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru 11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. 12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. 14 13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491 14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia- dok.html 15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 16. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алѐхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,:Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003. 18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. 19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004. 15 Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Диагностическая работа Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки Ответстве нные Психолого-педагогическая диагностика Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ Наблюдение, психологическое Классный обследование; руководитель анкетирование Педагогродителей, беседы с сентябрь психолог педагогами Углубленная диагностика Получение объективных Диагностирование. сентябрь детей с ЗПР, детейсведений об обучающемся Заполнение инвалидов на основании диагностических диагностической документов информации специалистов специалистами разного профиля, создание (протокола диагностических обследования) "портретов" детей Проанализировать Индивидуальная причины возникновения коррекционная программа, трудностей в обучении. соответствующая Выявить резервные выявленному уровню возможности развития обучающегося Разработка коррекционной программы Педагогпсихолог Педагогпсихолог Социально – педагогическая диагностика Определить уровень Получение объективной Анкетирование, Классный организованности информации об наблюдение во время руководитель Сентябрь ребенка, особенности организованности ребенка, занятий, беседа с Педагог- октябрь эмоционально-волевой и умении учиться, родителями, психолог личностной сферы; особенности личности, посещение семьи. Социальный уровень знаний по уровню знаний по Составление педагог 16 предметам предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) характеристики. Учительпредметник Коррекционно-развивающая работа Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки Ответственн ые В течение уч.года Педагогпсихолог Психолого-педагогическая работа Обеспечить психологическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов Позитивная динамика развиваемых параметров 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка Лечебно – профилактическая работа Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и В течение года родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических Заместитель директора по УВР Классный руководитель Педагогпсихолог логопед Медицинский работник 17 образовательных программ Консультативная работа Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки Ответственные Консультирование 1. Рекомендации, педагогических приѐмы, упражнения и работников по др. материалы. вопросам инклюзивного 2. Разработка плана образования консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Педагог – психолог Консультирование 1. Рекомендации, обучающихся по приѐмы, упражнения и выявленных проблемам, др. материалы. оказание превентивной 2. Разработка плана помощи консультативной работы с ребенком Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Педагог – психолог Консультирование 1. Рекомендации, родителей по вопросам приѐмы, упражнения и инклюзивного др. материалы. образования, выбора 2. Разработка плана стратегии воспитания, консультативной психологоработы с родителями физиологическим особенностям детей Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Педагог – психолог Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Информационно – просветительская работа Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса 18 Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования Информационные По мероприятия отдельному плануграфику Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования Информационные По мероприятия отдельному плануграфику Ответственные Педагог – психолог Педагог – психолог Работа с родителями обучающихся Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка. Дата 1 четверть Содержание работы с родителями обучающегося Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации . Выработка общих путей решения проблемы . Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей. 2 четверть Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских отношений. 3 четверть Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. Родительское кафе Родители 1-2 классов. Тема «Как выбрать кружок ребѐнку?» Февраль (ежегодно) Март. (ежегодно) Родители 4-5 классов. Тема «Трудности при переходе в основную школу. 19 4 четверть Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. Выявление положительной тенденции в проделанной работе. 20