Программа психологического сопровождения и коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ивделя

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
_______________Е.М.Миклина
«_____»____________2024г.
Приказ № 49-У от 01.09.2020 г.

ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
с детьми с ОВЗ

Разработала:
Педагог-психолог Поглазова Е. А.

г.Ивдель, 2024
1

1. Содержание программы:
1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
2. Содержание разделов программы…………………………………………8
3.Учебно-тематический план. ……………………….…………………….....9
4. Литература, использованная для разработки программы………………13

2

Пояснительная записка
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей,
которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто
болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной
возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой
памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными
проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной
помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении
детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных
условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни,

на

реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод,
возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему
влияние

неблагоприятных

социально-психологических

факторов,

когда

они

накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс
развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы,
формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной
категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в
эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее
негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.Трудности,
которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как
низким

развитием

когнитивной

сферы,

эмоционально-волевой

регуляции,

самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной
пассивностью

(слабость

регуляционных

компонентов

учебно-познавательной

деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации
движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и
представлений об окружающем мире, несформированностьюоперациональных
компонентов

учебно-познавательной

деятельности.У

детей

с

ОВЗ

слабо
3

сформированы

пространственные

представления.

Особенности

внимания

проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях
переключения;

слабой

раздражителей

вызывает

концентрации
значительное

на

объекте.
замедление

Наличие

посторонних

выполняемой

детьми

деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти
проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости,
низкой скорости

запоминания; преобладании механического запоминания над

словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления
проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной
деятельности,

недостаточность

наглядно-образного мышления;

Недостаточно

сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У
детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности
репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в
«готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Основными целями программы являются:
 формирование

эффективной

системы

поддержки

детей

с

ОВЗ,

включающих в себя как профилактические и реабилитационные
мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности,
позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
 повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционноразвивающую работу по развитию когнитивной и эмоциональноволевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного
материала.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:


Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с

повышением образовательно уровня.


Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере

(внимание, память, восприятие, мышление, речь).
4



Развитие эмоционально-волевой

сферы.Повышение эмоциональной

компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека,
адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.


Формирование положительной учебной мотивации.



Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.



Развитие коммуникативных навыков.



Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение

психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание
климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
 системность;
 комплексность;
 деятельностный подход;
 общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального
подхода, сознательности).

Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической
культуры,

развитие

психолого-педагогической компетентности учащихся.

5

Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей
страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней
конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно
возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели,
учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые
родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с
возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со
сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает
ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с
ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для
его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка
дома.
Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и
умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей
с ОВЗ в семье.
Задачи:
Консультирование

родителей

по

вопросам

инклюзивного

образования;
Выбор стратегии воспитания;
Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с
ОВЗ;
Консультации по индивидуальным запросам.

6

Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.
Занятия

проходят

1раз

в

неделю.

Возможно

как

проведение

индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах,
сформированных по особенностям развития.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика,
которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того,
способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и
активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные
преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса
(внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на
другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по
способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами,
игрушками,

работа с наглядными

материалами,

работа по карточкам,

упражнения и др.).
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка на тему
занятия: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
Продолжительность занятия 20 минут.
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в
год -34.

Ожидаемые результаты реализации программы:
 адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;
 положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности
ребенка в образовательном процессе;
 повышение уровня развития когнитивной сферы;
7

 повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть
своим психоэмоциональным состоянием).
 формирование положительной мотивации к обучению.
 формирование положительной самооценки у детей;
Описание разделов программы
1. Диагностика развития психических процессов.
Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития
когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с
целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые
методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального
развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики
включены

в

рабочую

программу

педагога-психолога

«Программа

психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной
сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и
в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение
учебного года.
2. Развитие внимания.
Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания,
направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.
3. Развитие мышления и речи.
Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у

ребенка

таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать,
выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение
словаря ребенка.
4. Развитие восприятия.
Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения
окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.
8

5. Развитие памяти.
Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку
слуховой, зрительной и логической памяти.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Реализация данного раздела программы направлена на обогащение
эмоциональной сферы ребенка, помощь в

разделении положительных и

отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные
эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение
сверстника или взрослого.

9

Учебно-тематический план
№

Наименование разделов

Кол-во

Содержание разделов и

п/п

и тем

часов

наименование форм работы

1.

Диагностика развития психических

6

процессов (начало учебного года):
1.1

1.2

Диагностика уровня развития
когнитивной сферы.
Мышление.

1

Диагностика уровня развития

1

В соответствии с программой
диагностики
В соответствии с программой

когнитивной сферы. Память.
1.3

Диагностика уровня развития

диагностики
1

В соответствии с программой

когнитивной сферы. Внимание.

диагностики

Диагностика уровня развития
когнитивной сферы. Речь. Восприятие.

1

Диагностика уровня
сформированности эмоциональноволевой сферы.

1

Диагностика развития личностной
сферы.

1

2.

Развитие внимания

7

2.1

Развитие концентрации внимания

1

1.4
1.5

1.6

2.2
2.3
2.4

Развитие концентрации и
устойчивости внимания
Развитие умения распределять
внимание
Развитие внимания и мышления

В соответствии с программой
диагностики
В соответствии с программой
диагностики
В соответствии с программой
диагностики



Упр. «Радуга внимания»



Упр. Копировальщики»

1

Упр. Корректурные пробы»

1

Упр. «Шифровщики»

1

Упр. «Кодирование слов с помощью
цифр»

2.5

Развитие слухового внимания

1



Упр. «Арифметический
диктант»

2.6

Увеличение уровня распределения
внимания.

2



Упр. «Графический диктант»



Коллективное чтение с
дополнительной сенсорной
10

нагрузкой (постукивание).


Упр. «Счет с помехой»



Упр. «Воображаемое
рисование+сенсорная
поддержка»

3.

Развитие мышления

10

3.1

Развитие мышления и речи

1

3.2

Развитие способности к синтезу

1

3.3

Развитие логики

3

3.4

Развитие умения анализировать

2

3.5

Развитие умения действовать по

1

Развитие умения выстраивать

1

аналогии
3.7
4

Сочиняем рассказ по картинкам
Сочиняем рассказ из
несвязанных между собой
понятий

 Упр. «Словообразователи»
 Упражнения на поиск
составных частей предметов и
явлений
 Упр. «Плохо или хорошо?»
 Решение ребусов
 Упр. «Спичечные
головоломки»




Упр. «Инструкция»





Отгадывание загадок

Развитие ассоциативного мышления

1

Развитие восприятия

3

Упр. «Наведем порядок»
(Поиск смысловой связи в
предложенных словах)
Упр. «Зашифрованные слова»

Составление анаграмм
 Упражнения на определение
существенных признаков явлений
и предметов.
 Упражнения на поиск общих
признаков предметов и
объединения их в группы.
 Упражнения на классификацию
предметов и явлений
 Игра «Спорщики».
 Упр. «Занимательная лесенка»



образцу
3.6




Упр. «Змейка»

Упражнения на визуальные и
слуховые аналогии.
Упражнения на выстраивание
ассоциаций.
 Упр.«Наложенные
изображения»
 Упр. «Найди спрятанные
11

изображения»
 Упр. «Закончи незаконченные
изображения»
 Упр. «Собираем целое из
частей»
 Упр. «Парные изображения»

5
5.1

Развитие памяти.

5

Развитие зрительной памяти.

2






5.2

Развитие ассоциативной и логической

2



Упражнения на группировку
предметов и явлений по
смыслу.




Выстраивание ассоциации,

памяти.

5.4

Упр. и задания на работу по
образцу
Работа по карточкам
Упражнения с использованием
раздаточного материала
Упр. «Фоторепортаж»
(Воспроизведение на память
элементов картинки)

Поиск закономерностей
 Воспроизведение историй на
слух
 Кинезиологические
упражнения
 Игры

Развитие слуховой памяти

1

6

Развитие эмоциональной сферы

4

7.

Диагностика развития психических

Соответствует диагностическим

процессов (конец года):

методикам, использованным в начале

1. Беседа об эмоциях
человека.
2. Комплекс игр
«Волшебная страна
чувств»:
2.1 «Грусть»
2.2 «Обида»
2.3 «Злость»
2.4 «Гнев»
2.5 «Страх»
2.6 «Радость»
2.7 «Любовь»
3. Аналитическая беседа о
внутренних состояниях
человека.

учебного года.
12

Всего часов:
8

Работа с родителями

34
В



Консультирование родителей

соответст

по вопросам инклюзивного

вии с
годовым

образования;


Выступление на родительских

планом
работы
педагога-

собраниях


Консультации по
индивидуальным запросам.

психолога

13

Список используемой литературы.
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический
консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.:
Генезис, 2012.
3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. –
М.: Дрофа, 2008.
4. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб.
науч. тр., СПб., 2010.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /
Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного
образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва:
МГППУ, 2011.
7. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по
поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М.,
РООИ «Перспектива», 2008.
8. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям
детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. –
Красноярск, 2013.
9. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального
образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных
образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт
tzrruo.ru
11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными
возможностями

здоровья

в

общеобразовательных

учреждениях:

Методические

рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

14

13. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//
http://www.lawmix.ru/pprf/71491
14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии»//

http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-

dok.html
15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография
/Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
16. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/
Под ред. С.В.Алѐхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие
для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,:Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС,
2003.
18. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с
ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации
для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
19. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности
психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

15

Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций
по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
(направления
деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы
деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответстве
нные

Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика
для выявления группы
«риска»

Создание банка данных
обучающихся,
нуждающихся в
специализированной
помощи
Формирование
характеристики
образовательной ситуации в
ОУ

Наблюдение,
психологическое
Классный
обследование;
руководитель
анкетирование
Педагогродителей, беседы с
сентябрь психолог
педагогами

Углубленная диагностика Получение объективных Диагностирование. сентябрь
детей с ЗПР, детейсведений об обучающемся
Заполнение
инвалидов
на основании
диагностических
диагностической
документов
информации специалистов
специалистами
разного профиля, создание
(протокола
диагностических
обследования)
"портретов" детей
Проанализировать
Индивидуальная
причины возникновения коррекционная программа,
трудностей в обучении.
соответствующая
Выявить резервные
выявленному уровню
возможности
развития обучающегося

Разработка
коррекционной
программы

Педагогпсихолог

Педагогпсихолог

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень
Получение объективной
Анкетирование,
Классный
организованности
информации об
наблюдение во время
руководитель
Сентябрь
ребенка, особенности организованности ребенка, занятий, беседа с
Педагог- октябрь
эмоционально-волевой и
умении учиться,
родителями,
психолог
личностной сферы;
особенности личности,
посещение семьи.
Социальный
уровень знаний по
уровню знаний по
Составление
педагог
16

предметам

предметам.
Выявление нарушений в
поведении
(гиперактивность,
замкнутость, обидчивость и
т.д.)

характеристики.

Учительпредметник

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания
образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи (направления)
деятельности

Планируемые
результаты.

Виды и формы
деятельности,
мероприятия.

Сроки

Ответственн
ые

В течение
уч.года

Педагогпсихолог

Психолого-педагогическая работа
Обеспечить
психологическое
сопровождение детей с
ОВЗ, детей-инвалидов

Позитивная
динамика
развиваемых
параметров

1.Формирование групп
для коррекционной
работы.
2.Составление расписания
занятий.
3. Проведение
коррекционных занятий.
4. Отслеживание
динамики развития
ребенка

Лечебно – профилактическая работа
Создание условий для
сохранения и
укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ,
детей-инвалидов

Разработка рекомендаций
для педагогов, учителя, и
В течение года
родителей по работе с
детьми с ОВЗ.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в
образовательный процесс
Организация и
проведение мероприятий,
направленных на
сохранение,
профилактику здоровья и
формирование навыков
здорового и безопасного
образа жизни.
Реализация
профилактических

Заместитель
директора по
УВР
Классный
руководитель
Педагогпсихолог
логопед
Медицинский
работник

17

образовательных
программ

Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции,
развития и социализации обучающихся
Виды и формы
деятельности,
мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование
1. Рекомендации,
педагогических
приѐмы, упражнения и
работников по
др. материалы.
вопросам инклюзивного 2. Разработка плана
образования
консультативной
работы с ребенком,
родителями, классом,
работниками школы

Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации

По
отдельному
плану-графику

Педагог –
психолог

Консультирование
1. Рекомендации,
обучающихся по
приѐмы, упражнения и
выявленных проблемам,
др. материалы.
оказание превентивной 2. Разработка плана
помощи
консультативной
работы с ребенком

Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации

По
отдельному
плану-графику

Педагог –
психолог

Консультирование
1. Рекомендации,
родителей по вопросам приѐмы, упражнения и
инклюзивного
др. материалы.
образования, выбора
2. Разработка плана
стратегии воспитания,
консультативной
психологоработы с родителями
физиологическим
особенностям детей

Индивидуальные,
групповые,
тематические
консультации

По
отдельному
плану-графику

Педагог –
психолог

Задачи (направления)
деятельности

Планируемые
результаты.

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного
образования со всеми участниками образовательного процесса

18

Задачи (направления)
деятельности

Планируемые
результаты.

Виды и формы
деятельности,
мероприятия.

Сроки

Информирование
родителей (законных
представителей) по
медицинским,
социальным, правовым и
другим вопросам

Организация работы
семинаров,
тренингов… по
вопросам
инклюзивного
образования

Информационные
По
мероприятия
отдельному
плануграфику

Психолого-педагогическое
просвещение
педагогических
работников по вопросам
развития, обучения и
воспитания данной
категории детей

Организация
методических
мероприятий по
вопросам
инклюзивного
образования

Информационные
По
мероприятия
отдельному
плануграфику

Ответственные

Педагог –
психолог

Педагог –
психолог

Работа с родителями обучающихся
Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения
ребенка.

Дата
1 четверть

Содержание работы с родителями обучающегося
Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации . Выработка
общих путей решения проблемы .
Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

2 четверть

Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с
результатами повторного мониторинга.
Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско - детских
отношений.

3 четверть

Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его
психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.
Родительское кафе
Родители 1-2 классов. Тема «Как выбрать кружок ребѐнку?»

Февраль
(ежегодно)
Март.
(ежегодно)

Родители 4-5 классов. Тема «Трудности при переходе в основную школу.

19

4 четверть

Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга.
Выявление положительной тенденции в проделанной работе.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».