Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ивделя УТВЕРЖДАЮ: директор МАОУ СОШ №2 г. Ивделя _______________________ Е.М. Миклина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – дефектологической работы для 1-4 классов АООП Вариант 1 (срок освоения 1 год) Составила: учитель – дефектолог Романенко Т.Н. 2021г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….3 2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………………………………… 3 3. Описание места учебного предмета в учебном плане……………………………………………………………….. 5 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………… 6 5. Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………….. 10 6. Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………… 13 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………. 17 Пояснительная записка 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599) 3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» 4. Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ №134 от 26.08.2020 г. 5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся З в освоении АООП , коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Общая характеристика учебного предмета Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися слегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы: - определение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - повышение возможностей обучающихся слегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс; - своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе; - создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого- педагогической коррекции; - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Принципы коррекционной работы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принципсистемности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принципнепрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Коррекционно-развивающая работа включает: ― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося; ― разработка оптимальных для развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; ― организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся; ― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения; ― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: ― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; ― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении АООП . Информационно-просветительская работа включает: ― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий обучающихся; Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся личностные результаты освоения АООП должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты освоения АООП должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научнопопулярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся слегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: В умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; В умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; В умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; В умении написать при необходимости sms-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: В расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначенияокружающих в быту предметов и вещей; В умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; В адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; В расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; В умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; В умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; В стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. -овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: В расширении знаний правил коммуникации; В расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; В умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); В умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; В умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; В умении получать и уточнять информацию от собеседника; В освоении культурных форм выражения своих чувств. -способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: В расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; В адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; В расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. В расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка; В умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; В умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; В умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. В развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; В развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; В накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; В умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; В умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; В способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: В знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; В освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. В освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; В умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; В умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; В умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты освоения данной программы должны отражать: -способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; -способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; -способность к наблюдательности, умение замечать новое; -овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; -стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; -умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; -сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП предметные и личностные результаты; -сформированные в соответствии АООП универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. - Содержание программы 1. Сенсомоторное развитие развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие слухового восприятия и слухового внимания; развитие тактильных ощущений; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движения; развитие межполушарного взаимодействия; формирование способности выделять признаки предметов 2.Формирование пространственных представлений -формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; -формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); -формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); -развитие пространственного праксиса; -развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. 3. Развитие мнемических процессов - тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; - произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; - развитие тактильной и кинестетической памяти. 4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия - развитие слухо-моторной координации; - развитие зрительно-моторной координации; - развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации. 5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности -регуляция простейших двигательных актов; -формирования умения ориентировки в задании; -формирование умения планирования этапов выполнения задания; -формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; -формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. 6. Формирование навыка письма - развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; - заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; - звуко-буквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма. 7. Формирование навыка чтения - заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв; обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением; обучение составлению предложений из слов; обучение схематической записи слов, предложений. 8.Формирование элементарных математических представлений - количество и счѐт (прямой и обратный; количественный и порядковый); - состав числа;счѐтные операции; - решение и составление задач; - геометрические фигуры;цвет, форма, размер предметов. - Тематическое планирование 1 класс № Тема занятия. Элементы содержания п/п 1 Обследование детей, комплектование групп для Л.А.Сырвачева, Л.П.Уфимцева «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям в развитии» коррекционных занятий Соколова Ю. «Тесты на интеллектуальное развитие ребѐнка», 2004 г. Н.Я.Семаго, М.М. Семаго «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г. ЗабрамнаяС.Д.,БоровикО.В. «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах». Багданова Т.Г., Варламова О.И.«Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии». Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития деей раннего и дошкольного возраста» 2014г. Коррекция и развитие психомоторики: 1.Формирование манипулятивных действий. 2 3 4 Развитие зрительно-двигательной координации; соотносящие действия, автоматизированные и одновременные движения, моторную активность, мышечный тонус. Развитие автоматизированных одновременных движений, моторную активность, двигательную память, повышение ритма движений, координированность действий, мышечный тонус. Развитие мелкой моторики, двигательной памяти, точности, усидчивости, аккуратности, сосредоточенности; повышение темпадвижений, сенсомоторной реакции, тактильных ощущений. -Массаж кистей рук: «Прокати шарики», «Бабочка», «Ножницы», «Белкины гостинцы», «Карандаши». -Упражнения на координированность действий, умение распределять пальцы на предмете -Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Утречко», «Покрути карандаш» -Упражнение с пипеткой на развитие мелкой моторики рук. -Игра «Теплый - холодный» на развитие пальчиковой чувствительности. - Игра «Чудесный мешочек» на развитие тактильной чувствительности. - Упражнение «Змейка» на развитие гибкости сгибательных и разгибательных мышц пальцев, согласованность действий обеими руками. -Упражнения с пуговицами и бусинами. -Упражнения с пластилином. -Упражнения с крупами и семенами. -Игра с шариками на развитие моторной активности. -Игра «Гусеничка- крупеничка» -Упражнения со шнурками. -Упражнения с кольцами пирамид. 5 6 Развитие тонкой моторики рук, внимания, зрительнодвигательных координаций, внимания, нагляднодейственного мышления, умения правильно пользоваться ножницами. Развитие направленности движений, динамической координации, моторной активности; точности и мышечной выносливости, развитие внимания, умения работать по образцу. -Упражнение «Волшебные ножницы», «Вырежи фигуру», «Ножницы», «Белый лист» -Упражнения «Дорисуй», «Бусинки», «Кораблик», «Скопируй фигуру, «Простой узор», «Поймай рыбу», «Нарисуй паровозик», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки», «Повтори рисунок», «Нарисуй так же», «Соединение точек прямыми линиями», «Не теряй буквы» Развитие межполушарного взаимодействия 7 Развитие мелкой моторики, синхронизация работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, запоминания, повышение устойчивости внимания, облегчение процесса письма. Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, рук и ног. -Упражнения на развитие гармонизации межполушарного взаимодействия, навыков удержания вербальной программы «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь, «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка», «Лезгинка», «Вращение», «Карандаш», «Регулировщик», «Алфафит», «Буратино» Формирование конструктивной деятельности 8 Развитие тонкой моторики, двигательной памяти, точности движений, представлений о геометрических фигурах, внимания, усидчивости, умения комбинировать, составлять целое из частей, выполнять задания по заданному образцу, удерживать в памяти словесную инструкцию. - Упражнения «Цветной квадрат», «Сложить геометрические фигуры по образцу», «Счетные палочки», «Палочки». Формирование графомоторных умений 9 Развитие графических и автоматизированных движений, двигательной памяти, внимания, сенсомоторной координации, точности и темпа движений, соразмерности, мышечного тонуса, мышечной выносливости. - Упражнение «Штриховка», «Трафареты», «Флажки», «Самолеты за облаками» - Графические упражнения, «Узор», «Дорисуй узоры», «Нарисуй фигуру», «Веселые ладошки», «Трудные виражи», «Фигурные дорожки», упражнения с карточками, «Нарисуй фигуру», «Ниткография», «Кто лучше нарисует?» -Графические диктанты. Коррекция и развитие речемыслительной деятельности. 10 Анализ свойств и качеств предметов. Развитие умения выделять и описывать внешние и функциональные признаки предмета или явления, проводить аналогии, развитие внимания, мышления и речи. 11 Работа с сериями сюжетных картинок. Развитие связной речи и словесно-логического мышления, воображения, пополнение словарного запаса. Работа со сказками. Расширять словарный запас детей, научить правильно строить диалоги, развивать связную логическую речь, воображение, мышление и аналитико-синтетические способности детей. Нелепицы. Развитие умения логически мыслить, рассуждать, строить развернутые высказывания, оценка образно-логического мышления. Работа с деформированным текстом. Развивать словесно-логическое мышление; научить выделять основные моменты в содержании рассказа, развитие речи, мышления Составление сравнений. Формирование понятия признака и значения признака, формировать чувствительность к образному слову, развитие речи, логического мышления. 12 13 14 15 16 Загадки. Развивать речемыслительную деятельность, речь, мышление, умение определять объект по опорным словам- признакам и его особенностям. -Упражнения « Что к чему подходит», «Секреты слов». - Упражнения на формирование фонетического анализа и развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа слова «Звуковые прятки», «Найди слова», «Угадай слово», «Помоги пчелке собрать урожай», «Определи звук», «Правая, левая» - Упражнения на различение звуков. - Игровое упражнение «Составь букет» на различение теплых и холодных цветов, закрепление их название в активном словаре. -Упражнение «Составь предложение», «Что сначала, что потом», «Не пропусти» - Упражнение «Придумай сказку» на развитие воображения, связной логической речи -Упражнение «Нелепицы в картинках», «Нелепицы в стихах». -Упражнения на развитие речи, мышления, фонематического слуха, внимательности, языковой догадки, речевого мышления , «Шутки-минутки», «Прочитай зашифрованное послание», «Исправь». -Упражнения на развитие речи, внимание, мышление, умение подбирать синонимслово , близкое по значению. -Игра «Громко-тихо» на развитие слухо-моторной координации. -Упражнение «Животные» на обогащение словарного запаса, развитие речи. - Упражнение «Логические концовки» на умение решать логические задачи на сравнение предметов по одному признаку. -Игра «Придумай загадку», «Угадай, кто это?», «Загадки, содержащие признаки времени», «Загадки, требующие анализа различных признаков предмета и его особенностей», «Загадки, содержащие признаки цвета, формы и размера предметов» 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Пословицы, понимание переносного смысла. Формирование объяснительной и доказательной речи. Понимание переносного значения слов, развитие связной речи и мышления. Установление причинно-следственных связей. Развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными словами(предметами), творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Развитие импрессивной речи Развитие экспрессивной речи. Коррекция и развитие психосоциальной сферы Коррекция и развитие психосоциальной сферы Коррекция и развитие когнитивной сферы. Восприятие. Коррекция и развитие когнитивной сферы. Мышление. Коррекция и развитие когнитивной сферы. Память. Коррекция и развитие когнитивной сферы. Воображение. Коррекция и развитие когнитивной сферы. Внимание. Подведение итогов .Диагностика. -Упражнения « Пословицы», «Пословицы и поговорки» - Упражнение «Мяч», «Фильм», «Дополни предложение», «Установление причинно-следственных связей», «Продолжаем предложение», упражнение в стихах, «Закончи предложение», «Неоконченные рассказы», «Кто интереснее придумает?» «Что где..», «Что внутри?» ,«Назови, что покажу» «Скажи, что делает», «Составь рассказ по 4 картинкам» « Уменя есть…», «Человечек», «Расскажи о себе» «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Я и другие» См. пособие Л.А.Сырвачевой, Л.П.Уфимцевой. См. пособие Л.А.Сырвачевой, Л.П.Уфимцевой. См. пособие Л.А.Сырвачевой, Л.П.Уфимцевой. См. пособие Л.А.Сырвачевой, Л.П.Уфимцевой. См. пособие Л.А.Сырвачевой, Л.П.Уфимцевой. 2 класс № 1 Тема Входная диагностика Сенсомоторное развитие 2 Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. ЛПЗ 3 4 5 6 7 8 9 Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов Развитие слухового восприятия и слухового внимания. ЛПЗ Развитие тактильных ощущений Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. ЛПЗ Развитие тонкости и целенаправленности движений Развитие кинестетических основ движения. ЛПЗ Развитие межполушарного взаимодействия Формирование пространственных представлений 10 11 12 13 14 Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. ЛПЗ Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса) Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга) Развитие пространственного праксиса. ЛПЗ Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов Развитие мнемических процессов 15 16 17 18 19 Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. ЛПЗ Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. ЛПЗ Произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений. Произвольное запоминание слухового ряда многоступенчатых инструкций. ЛПЗ Развитие тактильной и кинестетической памяти.ЛПЗ Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия 20 21 22 23 24 25 26 27 Развитие слухо-моторной координации. ЛПЗ Развитие зрительно-моторной координации. ЛПЗ Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации Регуляция простейших двигательных актов. ЛПЗ Формирования умения ориентировки в задании. ЛПЗ Формирование умения планирования этапов выполнения задания Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания. ЛПЗ Формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. ЛПЗ Формирование навыка чтения 28 29 Обучение составлению предложений из слов. ЛПЗ Обучение схематической записи слов, предложений. ЛПЗ Формирование навыка письма 30 31 32 Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу. ЛПЗ Звуко-буквенный анализ слова. ЛПЗ Формирование навыка внимательного письма. ЛПЗ Формирование элементарных математических представлений 33 Количество и счѐт (прямой и обратный; количественный и порядковый) 34 Цвет, форма, размер предметов. ЛПЗ Состав числа. Счетные операции. Решение и составление задач. Геометрические фигуры. Итоговая диагностика 3 класс № 1 Тема Входная диагностика 1. Сенсомоторное развитие 2 3 4 5 6 7 8 9 Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. ЛПЗ Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов Развитие слухового восприятия и слухового внимания. ЛПЗ Развитие тактильных ощущений Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. ЛПЗ Развитие тонкости и целенаправленности движений Развитие кинестетических основ движения. ЛПЗ Развитие межполушарного взаимодействия 2.Формирование пространственных представлений 10 Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. ЛПЗ 11 12 13 Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса) и на плоскости (тетрадь, книга) Развитие пространственного праксиса. ЛПЗ Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов 3. Развитие мнемических процессов 14 15 16 17 18 Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. ЛПЗ Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. ЛПЗ Произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений. Произвольное запоминание слухового ряда многоступенчатых инструкций. ЛПЗ Развитие тактильной и кинестетической памяти. ЛПЗ 4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия 19 20 21 Развитие слухо-моторной координации. ЛПЗ Развитие зрительно-моторной координации. ЛПЗ Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации 5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности 22 23 24 25 26 Регуляция простейших двигательных актов. ЛПЗ Формирования умения ориентировки в задании. ЛПЗ Формирование умения планирования этапов выполнения задания Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания. ЛПЗ Формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. ЛПЗ 6. Формирование навыка чтения 27 28 Обучение составлению предложений из слов. ЛПЗ Обучение схематической записи слов, предложений. ЛПЗ 7. Формирование навыка письма 29 30 31 Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу. ЛПЗ Звуко-буквенный анализ слова. ЛПЗ Формирование навыка внимательного письма. ЛПЗ 8.Формирование элементарных математических представлений 32 33 34 Количество и счѐт (прямой и обратный; количественный и порядковый) Состав числа до 10 Счѐтные операции. ЛПЗ Цвет, форма, размер предметов. Геометрические фигуры. ЛПЗ Итоговая диагностика 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Входная диагностика Сенсомоторное развитие Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. ЛПЗ Развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов Развитие слухового восприятия и слухового внимания. ЛПЗ Развитие тактильных ощущений Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. ЛПЗ Развитие тонкости и целенаправленности движений Развитие кинестетических основ движения. ЛПЗ Развитие межполушарного взаимодействия Формирование пространственных представлений Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. ЛПЗ Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса) Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга) Развитие пространственного праксиса. ЛПЗ Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов Развитие мнемических процессов Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. ЛПЗ Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. ЛПЗ 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Произвольное запоминание слухового ряда: слов, предложений. Произвольное запоминание слухового ряда многоступенчатых инструкций. ЛПЗ Развитие тактильной и кинестетической памяти.ЛПЗ Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия Развитие слухо-моторной координации. ЛПЗ Развитие зрительно-моторной координации. ЛПЗ Развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности Регуляция простейших двигательных актов. ЛПЗ Формирования умения ориентировки в задании. ЛПЗ Формирование умения планирования этапов выполнения задания Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания. ЛПЗ Формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. ЛПЗ Формирование навыка смыслового чтения, совершенствование письменной речи Обучение чтению текстов правил и определений. Обучение пересказу. Обучение письму по памяти Обучение самодиктанту. Обучение свободному диктанту. Обучающие изложения Формирование элементарных математических представлений Состав чисел Счѐтные операции. ЛПЗ Решение и составление задач Геометрические фигуры. ЛПЗ Итоговая диагностика Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности 1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с. 2. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с. 3. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- №5. с.45-51. 4. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5 – С. 31 – 34. 5. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 6. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательныйигротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с. 7. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с. 8. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63. 9. Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. - М., 1989. Т.2. - С.44 – 48. 10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 – 344 с. 11. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с. 12. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000. – 234с. 13. Л.А.Сырвачева, Л.П.Уфимцева «Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям в развитии» 14. Токарева О.В. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. – С.144 – 155. 15. Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.«Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995 – 28с. 17. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет.сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96 с.