РП по учебному курсу_Адаптивная физическая культура

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г.ИВДЕЛЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
НА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
(ВАРИАНТ 1)

Разработана
Волеговой А.А..,
учителем физической культуры,

г. Ивдель
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» в 5 классе составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант
1),

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к
предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часав неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная
физическая культура».
Цель

учебного

предмета

–

всестороннее

развитие

личности

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их
психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной
адаптации.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;
− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой,

−

лыжной

подготовкой)

в

соответствии

с

возрастными

и

психофизическими особенностями обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития;
− развитие и совершенствование волевой сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений
деструктивного поведения в процессе уроков и во внеурочной деятельности;
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу,
ловкость и другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время
бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от
40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув
ноги с полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и
перестроений;
−

совершенствование

умения

сохранять

равновесие

во

время

выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие
и корригирующие упражнения в определенном ритме;

− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать
под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными
способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в соревновательной деятельности;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в соревновательной и игровой деятельности.
Уровни достижения предметных результатов
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством
учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и
осознанно их применять;
− иметь представления о двигательных действиях; знать строевые
команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
−

уметь

вести

подсчѐт

при

выполнении

общеразвивающих

упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;

−

иметь

представление

о

видах

двигательной

активности,

направленных на преимущественное развитие основных физических качеств
в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении
спортивных игр, соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарѐм и
оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе
участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
− практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры;
− самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического
воспитания; выполнение двигательных действий;
− уметь подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
− совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и
эстафетах; − уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях;
осуществлять их объективное судейство;
− знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры,
понимать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;

− знать организацию занятий по физической культуре с различной
целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы,
координации;

знать

физические

упражнения

с

различной

целевой

направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Критерии оценки предметных результатов
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 5
классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью
формирования учебных умений и навыков с учѐтом индивидуальных
возможностей, а также осуществляется учѐт знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре.
При

оценке

предметных

результатов

учитель

руководствуется

следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат
выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение
ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких
или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают
особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения,
хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных
ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту,
длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более
одной

значительной

ошибки

и

несколько

мелких.

Также

оценку

«удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько
грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые
ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника
движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2» не ставиться. Не снижается оценка обучающемуся,
допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные
его моторным развитием и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода
при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на
группы с учѐтом их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем
определѐнного раздела программы, который будет отражать индивидуальные
достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 5 класса, что
позволяет

учителю

делать

выводы

об

эффективности

проводимой

коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического
развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится
тестирование

уровня

физической

подготовленности,

чтобы

иметь

объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного
года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и
физических качеств.
Тесты для проведения тестирования уровня физической
подготовленности:
− бег 60м;
− прыжок в длину с места;
− сгибание и разгибание рук, в упоре лѐжа (мальчики); поднимание
туловища из виса лѐжа на перекладине (девочки).
− наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
− смешанное передвижение на 500 м.

− поднимание туловища, лѐжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лѐгкой умственной
отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии
учебных

нормативов

и

использует

адаптированные

критерии,

разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учѐтом
двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного
класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
планируемыми

нарушениями)

результатами

нет.

освоения

Учитель

программы

руководствуется
по

предмету

и

ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным
уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений, развития физических качеств
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической
культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания
(тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учѐтом
возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение
функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание
динамики

усвоения

умений,

навыков

и

уровня

физической

подготовленности.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за
наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок
вперѐд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и
приземлиться на две ноги.

3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лѐжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лѐжа на перекладине (девочки): подтянуться
максимальное количество раз.
5. Наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части
голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, руки на затылке
(оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учѐта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы)
без учѐта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной
постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не
задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности
выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным
взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по
возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части
голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, руки скрестно
на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью
рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учѐта времени,
допускается

по

необходимости

комбинированное

(чередование бега и ходьбы) без учѐта времени.

передвижение

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика»,
«Лыжная подготовка», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено
два

взаимосвязанных

«Практический

подраздела:

материал».

Кроме

«Теоретические
этого,

с

сведения»

и

возраста

и

учетом

психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для
усвоения некоторые теоретические сведения из области физической
культуры, которые имеют самостоятельное значение.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»в
5 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его
потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных
методических
двигательных

приемов,

содействующих

возможностей

индивидуальных

различий,

подростков.
обучающихся

направленному
В

связи

с

развитию
увеличением

дифференцируются

задачи,

содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры
применяются специфические и общепедагогические методы физического
воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго
регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с
воспитанием двигательных качеств используются: словесный и наглядный
методы. Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными
видами спортивных игр.
Учебно-тематический план
№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Знания о физической культуре

В процессе обучения

2

Гимнастика

14

3

Легкая атлетика

26

4

Лыжная подготовка

18

5

Спортивные игры

10

Итого:

68
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Знания о физической культуре:
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для
человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника
безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для
здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.
Физическая нагрузка и отдых.
Физическое развитие.
Осанка.

Физические

качества.

Понятия

о

предварительной

и

исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий.
Значение и основные правила закаливания.
Понятия физической культуры, физическая культура, физическое
воспитание.
Уроки физической культуры строятся с учетом знаний структуры
дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и
специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных
осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем
состоянии здоровья учащихся.
Гимнастика
1. Строевые упражнения Ходьба в различном темпе по диагонали.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Смена ног при
ходьбе. Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие
«интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах. Ходьба с остановками по
сигналу учителя (повторение).
2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:

2.1 Упражнения на осанку
Упражнения с удержанием груза (100-150 г) на голове; повороты
кругом; приседание; ходьба по гимнастической скамейке с различными
положениями рук; передвижение по наклонной плоскости.
2.2 Дыхательные упражнения
Полное углубленное дыхание с различными движениями рук.
Дозированное дыхание в

ходьбе с движениями

рук

в

различных

направлениях.
2.3 Упражнения в расслаблении мышц
Расслабленные потряхивания конечностями с возможно более полным
расслаблением мышц при спокойном передвижении по залу. Чередование
напряженной ходьбы (строевым шагом) с ходьбой в полуприседе с
расслабленным и опущенным вперед туловищем. Расслабление мышц после
выполнения силовых упражнений.
2.4 Основные положения движения головы, конечностей, туловища
Сохранение заданного положения головы при выполнении наклонов,
поворотов и вращений туловища. Из исходного положения - стоя ноги врозь,
руки на пояс - повороты туловища вправо, влево с одновременными
наклонами. Из исходного положения - ноги врозь, руки в стороны - наклоны
вперед с поворотами в сторону. Наклоны туловища вперед в сочетании с
поворотами и с движениями рук. Отведение ноги назад с подниманием рук
вверх. Лежа на животе (руки согнуты в локтях, подбородок положен на кисти
рук), поднимание головы (локти согнутых рук отводятся назад, лопатки
прижимаются к позвоночнику); поднимание головы с вытягиванием рук
вперед, назад, в стороны. Из исходного положения - руки вперед, назад или в
стороны - поднимание рук от опоры. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя,
опираясь в стену или рейку гимнастической скамейки на уровне груди и
пояса. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада.
Круговые движения туловища (руки на пояс).

3. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на
снарядах
С гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки в
горизонтальном

и

вертикальном

положении.

Перебрасывание

гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении. Сгибание и
разгибание рук с палкой. Повороты туловища с движением рук с палкой
вперед, вверх, за голову, перед грудью. Наклоны туловища вперед, назад,
влево, вправо с различными положениями палки. Ходьба с гимнастической
палкой к плечу, вперед, вверх.
С большими обручами. Приседание с обручем в руках, повороты
направо, налево (прихвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на
месте, переход и перепрыгивание из одного лежащего обруча в другой, не
задевая обруч; кружение обруча; вращение на вытянутой руке.
С малыми мячами. Подбрасывание мяча вверх (правой, левой) рукой и
ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о стену и
ловля его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой
рукой. Перебрасывание мяча в парах.
С набивными мячами (вес 2 кг). Передача мяча слева направо и справа
налево стоя в кругу. Подбрасывание мяча вверх и его ловля. Повороты
туловища налево, направо с различными положениями мяча. Приседание с
мячом: мяч вперед, мяч за голову, на голову. Прыжки на двух ногах (мяч у
груди).
Упражнения на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук,
лежа в упоре на скамейке; приседание на двух ногах (для некоторых
учеников - на одной); различные прыжки на скамейке; прыжки через
скамейку, с упором на нее.
4. Упражнения на гимнастической стенке
Наклоны вперед, держась за рейку на высоте груди, пояса. Наклоны
влево, вправо, стоя боком к стенке и держась за рейку правой-левой рукой.
Прогибание туловища, стоя: спиной к стенке, держась за: рейку руками на

высоте головы, плеч. Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте
груди, пояса.
5. Акробатические упражнения (элементы, связки).
Выполняются только после консультации врача. Кувырок вперед и
назад из положения упор присев: стойка на лопатках; «мост» из положения
лежа на спине.
6. Простые и смешанные висы и упоры
Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке. Девочки:
смешанные висы, подтягивание из виса лежа на гимнастической стенке. Вис
на канате с захватом его ногами скрестно.
7. Переноска груза и передача предметов
Передача набивного мяча весом до 2 кг в колонне и шеренге. Эстафеты
с переноской и передачей 2-3 набивных мячей весом до 6 кг на расстоянии до
20 м. Переноска гимнастической скамейки (2 учениками), бревна (6
учениками), гимнастического козла (3 учениками), гимнастического мата (4
учениками).
8. Лазание и перелезание
Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа
лазания в процессе выполнения по словесной инструкции учителя. Лазание
по

гимнастической

стенке

по

диагонали.

Лазание

по

наклонной

гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько
препятствий высотой 40 см. Перелезание через 2-3 препятствия разной
высоты (до 1 м). Лазание по канату произвольным способом. Вис на руках на
рейке. Лазание по канату способом в три приема до 3 м (девочки), 4 м
(мальчики).
9. Равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его
ловлей. Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево.
Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием. Равновесие на левой

(правой) ноге на полу без поддержки. Ходьба приставными шагами по
бревну (высота 70 см) с перешагиванием через веревочку на высоте 20-30 см.
Набивные мячи (бросание и ловля мяча). Опуститься на одно колено и встать
с помощью и без помощи рук. Выполнить 1-2 ранее изученных упражнения
3-4 раза. Равновесие на одной ноге «ласточка» (скамейка). Расхождение
вдвоем при встрече поворотом.
10. Опорный прыжок
Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с колен
взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с
мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и
соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь.
11. Развитие координационных способностей, ориентировка в
пространстве,

быстрота

реакций,

дифференциация

силовых,

пространственных и временных параметров движений.
Построение в различных местах зала по показу и по команде.
Построение в колонну по одному на расстояние вытянутой руки. Ходьба по
диагонали по начерченной линии. Повороты кругом без контроля зрения.
Ходьба «змейкой» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м
от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное
количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля
зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне.
Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с
разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие
определенной высоты с контролем и без контроля зрения. Легкий бег на
месте от 5 до 10 с. Начало и окончание бега определяется учителем.
Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Прыжками на двух
ногах преодолеть расстояние 5-6 м до черты. Сообщить учащимся время
выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить самый
точный прыжок.

Легкая атлетика
1. Ходьба
Сочетание

разновидностей

ходьбы

(на

носках,

на

пятках,

в

полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с
высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий
(присесть, повернуться, выполнить упражнение). Ходьба с речевкой и
песней. Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба с
различными положениями рук, с предметами в правой, левой руке.
2. Бег
Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на
носках (коридор 20-30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта.
Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60
м по кругу).
3. Прыжки
Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через
скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом
(на двух и на одной ноге) через набивные мячи (расстояние между
препятствиями 80-100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в шаге с
приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув
ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с
укороченного разбега способом «перешагивание».
4. Метание
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого
мяча на дальность с 3 шагов с разбега (коридор 10 м). Метание мяча в
вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного
мяча весом 1 кг с места одной рукой.
Лыжная подготовка (практический материал)
Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с
лыжами на плече; поворот на лыжах вокруг носков лыж; передвижение
ступающим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой

стойке, в основной стойке; подъем по склону наискось и прямо «лесенкой»;
передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км;
передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 м; игры «Кто дальше»,
«Быстрый лыжник», «Кто быстрее». Передвижение на лыжах до 1 км.
Спортивные и подвижные игры
1. Пионербол
Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке.
Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой,
подача двумя руками снизу, боковая подача; розыгрыш мяча на три паса.
Учебная игра.
2. Баскетбол
Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на
занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка; передвижения без мяча
вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами мяча об пол. Ведение
мяча на месте и в движении. Остановка по сигналу учителя. Ловля и
передача на месте двумя руками, повороты на месте.
Подвижные игры и игровые упражнения
1. Коррекционные
«Вызов»; «Карусель»; «Пустое место»; «Лишний игрок».
2. С элементами общеразвивающих упражнений, лазанием,
перелезанием, акробатикой, равновесием
«Через обруч»; «Прыжки по полоскам»; «Второй лишний»
3. С бегом на скорость
«Пятнашки маршем»; «Бег за флажками»; «Перебежки с выручкой»;
Эстафеты
4. С прыжками в высоту, длину
«Удочка»;

«Веревочка

под

ногами»;

«Прыжок

за

«Прыгуньи и пятнашки».
5. С метанием мяча на дальность и в цель
«Снайперы»; «Лапта»; «Выбери место»; «Точно в цель».

прыжком»;

6. С элементами пионербола и волейбола
«Мяч соседу»; «Не дай мяч водящему»; «Сохрани позу».
7. С элементами баскетбола
«Мяч с четырех сторон»; «Охотники и утки»; «Не дай мяч водящему».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
В 5 КЛАССЕ (ВАРИАНТ 1)
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№

Тема урока

Кол-во
часов

Инструктаж по технике
безопасности на уроках
легкой атлетики. Медленный
бег с равномерной
скоростью
Значение ходьбы для
укрепления здоровья
человека. Продолжительная
ходьба 15-20 мин. в
различном темпе.
Спортивная ходьба. Бег с
переменной скоростью до 2
мин.
Запрыгивание на
препятствие высотой до 3040см
Бег на отрезках до 30 м.
Беговые упражнения
Метание набивного мяча (1
кг) двумя руками снизу, изза головы, через голову
Техника бега с низкого
старта
Бег на средние дистанции
(150 м)

1

Инструктаж по технике
безопасности на занятиях
спортивными играми.
Значение и основные
правила закаливания
10 Перемещение на площадке в
пионерболе, прием и
передача мяча двумя руками

1

П/п
1

2

3
4
5
6
7
8
9

1

1
1
1
1
1
1

1

Планируемая
дата

Фактическая
дата

у стены и в парах
11 Бросок мяча через сетку
одной рукой и ловля двумя
руками после подачи
12 Техника подачи мяча в
пионерболе

1
1

13 Розыгрыш мяча на три паса в
пионерболе. Учебная игра

1

14 Баскетбол. Упрощенные
правила игры в баскетбол;
права и обязанности
игроков, предупреждение
травматизма.
15 Стойка баскетболиста.
Передача мяча двумя руками
от груди в парах с
продвижением вперед
16 Ведение мяча с обводкой
препятствий

1

1

1

2 четверть
№ Тема урока
П/п
1

2

Бросок мяча по
корзине с низу
двумя руками и
от груди с места.
Эстафеты с элементами
баскетбола.
Комбинации из
основных
элементов техники
перемещений и
владении мячом.
Учебная игра по
упрощенным
правилам

Колво
часов
1

1

Планируемая дата Фактическая
дата

3

4
5

6
7

8

9

10

11

Техника
безопасности и
правила поведения
на занятиях по
гимнастике.
Перестроение из
колонны по одному
в колонну по два на
месте.
Значение утренней
гимнастики.
Упражнения на
укрепление мышц
туловища, рук и
ног.
Упражнения с
сопротивлением
Упражнения на
развитие
ориентации в
пространстве
Повороты направо,
налево, кругом
(переступанием).
Упражнения на
равновесие
Лазание по
гимнастической
стенке вверх-вниз
разноименным
способом, с
одновременной
перестановкой руки
и ноги
Лазание по
гимнастической
стенке вверх-вниз
разноименным
способом, с
одновременной
перестановкой руки
и ноги
Расхождение
вдвоем поворотом

1

1
1

1
1

1

1

1

1

12

13
14
15
16

при встрече на
гимнастической
скамейке
Расхождение
вдвоем поворотом
при встрече на
гимнастической
скамейке
Упражнения с
гимнастическими
палками
Упражнения для
формирования
правильной осанки
Упражнения со
скакалками
Упражнения для
развития
пространственновременной
дифференцировки и
точности движений

1

1
1
1
1

3 четверть
№ Тема урока
П/п
1
Техника
безопасности и
правила поведения
на уроках лыжной
подготовкой
2
Совершенствование
техники
выполнения
скользящего шага
без палок и с
палками
3
Прохождение
отрезков на время
от 200 до 300м
4
Прохождение
отрезков на время
от 200 до 300м

Кол-во
часов
1

1

1
1

Планируемая
дата

Фактическая
дата

5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

18
19

Одновременный
бесшажный ход
Одновременный
бесшажный ход
Спуск в высокой
стойке со склона,
подъем «лесенкой»
с соблюдением
техники
безопасности
Поворот махом на
месте
Поворот махом на
месте
Одновременный
двухшажный ход
Одновременный
двухшажный ход
Повороты
переступанием в
движении
Повороты
переступанием в
движении
Обучение
правильному
падению при прохождении
спусков
Прохождение на
лыжах за урок до 1
км
Прохождение на
лыжах за урок до 1
км
Игры на лыжах:
«Пятнашки
простые», «Самый
меткий»
Игры на лыжах. Эстафеты.
Инструктаж по
технике
безопасности. Прыжок в
высоту. Подбор разбега и
отталкивание, переход

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

планки, приземление.
20
21
22

Прыжок в высоту. Техника
1
выполнения прыжка
способом «перешагивания
Прыжок в высоту. Прыжок на
результат
Прыжок в высоту. Прыжок на
результат
4 четверть

№ Тема урока
П/п
1
2
3
4
5

6

7

8

9

Бег на короткую
дистанцию
Бег на среднюю
дистанцию (300 м)
Прыжок в длину с
полного разбега
Прыжок в длину с
полного разбега
Толкание набивного
мяча весом до 2-3
кг с места на
дальность
Метание
теннисного мяча на
дальность с полного
разбега по коридору
10 м
Метание
теннисного мяча на
дальность с полного
разбега по коридору
10 м
Ходьба на скорость
до 5 мин. в
различном темпе с
изменением шага
Ходьба на скорость
до 5 мин. в

Колво
часов
1
1
1
1
1

1

1

1

1

Планируемая дата Фактическая
дата

10

11
12
13
14

различном темпе с
изменением шага
Ходьба на скорость
до 5 мин. в
различном темпе с
изменением шага
Эстафета 4*30 м
Эстафета 4*30 м
Кроссовый бег до
500 м.
Подведение итогов.

1

1
1
1
1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I. Библиотечный фонд:
1. Вайн X. Как научиться играть в футбол: Школа технического
мастерства для молодых / Пер. с ит.- М.: Терра-Спорт, Олимпия
Пресс, 2020
2. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, Н.И. Дереклеева. Москва: ВАКО,2019
3. Дружись со спортом и игрой, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель,
2019
4. Коротков И.М. Подвижные игры в школе: В помощь учителям
физической культуры. -М.: Просвещение, 2020
5.

Легкая

атлетика:

организация

и

проведение

однодневных

соревнований под ред. Зеличенка В. - М.: Терра-Спорт, Олимпия
Пресс, 2019
6. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для
учителя / В. И. Лях. -М.: ООО «Фирма «Издательство
ACT»», 2020.
7. Подвижные игры 5-10 классы, Ю.П. Патрикеев. - Москва: ВАКО,
2019
8. Справочник учителя физкультуры, П.А. Киселев, С.Б. Киселева.
Волгоград: Учитель, 2019
9.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: Министерство
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
10. Черенкова Е.Ф. Зимние праздники и игры для детей. - М.: ИКТЦ
«Лада»,2019
11. Школьникова К.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической
культуры. 1-6 классы /Н. В. Школьникова, М. В. Тарасова. -

М.: Издательство «Первое сентября», 2020.
II. Интернет-ресурсы:
Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/102l-0-13511
К уроку.ru. - Режим доступа: http://www.k-yroky.ru/load/71-l-0-6958
III. Демонстрационные материалы
- методические плакаты
- таблицы физической подготовленности
IV. Технические средства
- телевизор
- магнитофон
- ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».