МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г.ИВДЕЛЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА (ВАРИАНТ 1) Разработана Волеговой А.А.., учителем физической культуры, г. Ивдель 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классе составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часав неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической культуре и спорту; − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, − лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; − развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения в процессе уроков и во внеурочной деятельности; − воспитание нравственных качеств и свойств личности; − содействие военно- патриотической подготовке. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; − формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие; − развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; − формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м; − формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега; − формирование умения метать мяч на дальность и в цель; − совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений; − совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке; − формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме; − совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия; − совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами; − формирование мотивации к здоровому образу жизни; − совершенствование техники и приемов в спортивных играх. Планируемые результаты освоения рабочей программы Личностные результаты: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной деятельности; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соревновательной и игровой деятельности. Уровни достижения предметных результатов Минимальный уровень: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять; − иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции; − уметь вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах; − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований; − иметь представления о бережном обращении с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: − практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры; − самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики; − выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня; − знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; − уметь подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; − совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах; − уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство; − знать спортивные традиции своего народа и других народов; − знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека; − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; − знать правила техники выполнения двигательных действий; − знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Критерии оценки предметных результатов Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 5 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учѐтом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учѐт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре. При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок: − старт не из требуемого положения; − отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину; − несинхронность выполнения движений. Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка «2» не ставиться. Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически. В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учѐтом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определѐнного раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 5 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре. Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся. Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств. Тесты для проведения тестирования уровня физической подготовленности: − бег 60м; − прыжок в длину с места; − сгибание и разгибание рук, в упоре лѐжа (мальчики); поднимание туловища из виса лѐжа на перекладине (девочки). − наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу; − смешанное передвижение на 500 м. − поднимание туловища, лѐжа на спине, руки скрестно на плечи. При оценке выполнения тестов обучающимися с лѐгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учѐтом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными планируемыми нарушениями) результатами нет. освоения Учитель программы руководствуется по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития физических качеств Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учѐтом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития. 2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперѐд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лѐжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз. 4. Подтягивание из виса лѐжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз. 5. Наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 6. Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.). 7. Преодолеть расстояние 500 м без учѐта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учѐта времени. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги. 3. Наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен. 4. Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук. 5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учѐта времени, допускается по необходимости комбинированное (чередование бега и ходьбы) без учѐта времени. передвижение СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура» отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных «Практический подраздела: материал». Кроме «Теоретические этого, с сведения» и возраста и учетом психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение. Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»в 5 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей. В этот период применяется большое количество разнообразных методических двигательных приемов, содействующих возможностей индивидуальных различий, подростков. обучающихся направленному В связи с развитию увеличением дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются: словесный и наглядный методы. Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр. Учебно-тематический план № п/п Название раздела Количество часов 1 Знания о физической культуре В процессе обучения 2 Гимнастика 14 3 Легкая атлетика 26 4 Лыжная подготовка 18 5 Спортивные игры 10 Итого: 68 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ Знания о физической культуре: Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия физической культуры, физическая культура, физическое воспитание. Уроки физической культуры строятся с учетом знаний структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся. Гимнастика 1. Строевые упражнения Ходьба в различном темпе по диагонали. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Смена ног при ходьбе. Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие «интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах. Ходьба с остановками по сигналу учителя (повторение). 2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: 2.1 Упражнения на осанку Упражнения с удержанием груза (100-150 г) на голове; повороты кругом; приседание; ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук; передвижение по наклонной плоскости. 2.2 Дыхательные упражнения Полное углубленное дыхание с различными движениями рук. Дозированное дыхание в ходьбе с движениями рук в различных направлениях. 2.3 Упражнения в расслаблении мышц Расслабленные потряхивания конечностями с возможно более полным расслаблением мышц при спокойном передвижении по залу. Чередование напряженной ходьбы (строевым шагом) с ходьбой в полуприседе с расслабленным и опущенным вперед туловищем. Расслабление мышц после выполнения силовых упражнений. 2.4 Основные положения движения головы, конечностей, туловища Сохранение заданного положения головы при выполнении наклонов, поворотов и вращений туловища. Из исходного положения - стоя ноги врозь, руки на пояс - повороты туловища вправо, влево с одновременными наклонами. Из исходного положения - ноги врозь, руки в стороны - наклоны вперед с поворотами в сторону. Наклоны туловища вперед в сочетании с поворотами и с движениями рук. Отведение ноги назад с подниманием рук вверх. Лежа на животе (руки согнуты в локтях, подбородок положен на кисти рук), поднимание головы (локти согнутых рук отводятся назад, лопатки прижимаются к позвоночнику); поднимание головы с вытягиванием рук вперед, назад, в стороны. Из исходного положения - руки вперед, назад или в стороны - поднимание рук от опоры. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, опираясь в стену или рейку гимнастической скамейки на уровне груди и пояса. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Круговые движения туловища (руки на пояс). 3. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах С гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и вертикальном положении. Перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении. Сгибание и разгибание рук с палкой. Повороты туловища с движением рук с палкой вперед, вверх, за голову, перед грудью. Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными положениями палки. Ходьба с гимнастической палкой к плечу, вперед, вверх. С большими обручами. Приседание с обручем в руках, повороты направо, налево (прихвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и перепрыгивание из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч; кружение обруча; вращение на вытянутой руке. С малыми мячами. Подбрасывание мяча вверх (правой, левой) рукой и ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о стену и ловля его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой рукой. Перебрасывание мяча в парах. С набивными мячами (вес 2 кг). Передача мяча слева направо и справа налево стоя в кругу. Подбрасывание мяча вверх и его ловля. Повороты туловища налево, направо с различными положениями мяча. Приседание с мячом: мяч вперед, мяч за голову, на голову. Прыжки на двух ногах (мяч у груди). Упражнения на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук, лежа в упоре на скамейке; приседание на двух ногах (для некоторых учеников - на одной); различные прыжки на скамейке; прыжки через скамейку, с упором на нее. 4. Упражнения на гимнастической стенке Наклоны вперед, держась за рейку на высоте груди, пояса. Наклоны влево, вправо, стоя боком к стенке и держась за рейку правой-левой рукой. Прогибание туловища, стоя: спиной к стенке, держась за: рейку руками на высоте головы, плеч. Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте груди, пояса. 5. Акробатические упражнения (элементы, связки). Выполняются только после консультации врача. Кувырок вперед и назад из положения упор присев: стойка на лопатках; «мост» из положения лежа на спине. 6. Простые и смешанные висы и упоры Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке. Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лежа на гимнастической стенке. Вис на канате с захватом его ногами скрестно. 7. Переноска груза и передача предметов Передача набивного мяча весом до 2 кг в колонне и шеренге. Эстафеты с переноской и передачей 2-3 набивных мячей весом до 6 кг на расстоянии до 20 м. Переноска гимнастической скамейки (2 учениками), бревна (6 учениками), гимнастического козла (3 учениками), гимнастического мата (4 учениками). 8. Лазание и перелезание Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания в процессе выполнения по словесной инструкции учителя. Лазание по гимнастической стенке по диагонали. Лазание по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий высотой 40 см. Перелезание через 2-3 препятствия разной высоты (до 1 м). Лазание по канату произвольным способом. Вис на руках на рейке. Лазание по канату способом в три приема до 3 м (девочки), 4 м (мальчики). 9. Равновесие Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей. Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево. Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием. Равновесие на левой (правой) ноге на полу без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну (высота 70 см) с перешагиванием через веревочку на высоте 20-30 см. Набивные мячи (бросание и ловля мяча). Опуститься на одно колено и встать с помощью и без помощи рук. Выполнить 1-2 ранее изученных упражнения 3-4 раза. Равновесие на одной ноге «ласточка» (скамейка). Расхождение вдвоем при встрече поворотом. 10. Опорный прыжок Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с колен взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь. 11. Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений. Построение в различных местах зала по показу и по команде. Построение в колонну по одному на расстояние вытянутой руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Повороты кругом без контроля зрения. Ходьба «змейкой» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие определенной высоты с контролем и без контроля зрения. Легкий бег на месте от 5 до 10 с. Начало и окончание бега определяется учителем. Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5-6 м до черты. Сообщить учащимся время выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить самый точный прыжок. Легкая атлетика 1. Ходьба Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить упражнение). Ходьба с речевкой и песней. Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба с различными положениями рук, с предметами в правой, левой руке. 2. Бег Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках (коридор 20-30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60 м по кругу). 3. Прыжки Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом (на двух и на одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80-100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание». 4. Метание Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с 3 шагов с разбега (коридор 10 м). Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой. Лыжная подготовка (практический материал) Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече; поворот на лыжах вокруг носков лыж; передвижение ступающим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке; подъем по склону наискось и прямо «лесенкой»; передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км; передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 м; игры «Кто дальше», «Быстрый лыжник», «Кто быстрее». Передвижение на лыжах до 1 км. Спортивные и подвижные игры 1. Пионербол Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача двумя руками снизу, боковая подача; розыгрыш мяча на три паса. Учебная игра. 2. Баскетбол Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка; передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами мяча об пол. Ведение мяча на месте и в движении. Остановка по сигналу учителя. Ловля и передача на месте двумя руками, повороты на месте. Подвижные игры и игровые упражнения 1. Коррекционные «Вызов»; «Карусель»; «Пустое место»; «Лишний игрок». 2. С элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием «Через обруч»; «Прыжки по полоскам»; «Второй лишний» 3. С бегом на скорость «Пятнашки маршем»; «Бег за флажками»; «Перебежки с выручкой»; Эстафеты 4. С прыжками в высоту, длину «Удочка»; «Веревочка под ногами»; «Прыжок за «Прыгуньи и пятнашки». 5. С метанием мяча на дальность и в цель «Снайперы»; «Лапта»; «Выбери место»; «Точно в цель». прыжком»; 6. С элементами пионербола и волейбола «Мяч соседу»; «Не дай мяч водящему»; «Сохрани позу». 7. С элементами баскетбола «Мяч с четырех сторон»; «Охотники и утки»; «Не дай мяч водящему». КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА» В 5 КЛАССЕ (ВАРИАНТ 1) Календарно-тематическое планирование 1 четверть № Тема урока Кол-во часов Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Медленный бег с равномерной скоростью Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Продолжительная ходьба 15-20 мин. в различном темпе. Спортивная ходьба. Бег с переменной скоростью до 2 мин. Запрыгивание на препятствие высотой до 3040см Бег на отрезках до 30 м. Беговые упражнения Метание набивного мяча (1 кг) двумя руками снизу, изза головы, через голову Техника бега с низкого старта Бег на средние дистанции (150 м) 1 Инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми. Значение и основные правила закаливания 10 Перемещение на площадке в пионерболе, прием и передача мяча двумя руками 1 П/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемая дата Фактическая дата у стены и в парах 11 Бросок мяча через сетку одной рукой и ловля двумя руками после подачи 12 Техника подачи мяча в пионерболе 1 1 13 Розыгрыш мяча на три паса в пионерболе. Учебная игра 1 14 Баскетбол. Упрощенные правила игры в баскетбол; права и обязанности игроков, предупреждение травматизма. 15 Стойка баскетболиста. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 16 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 1 1 2 четверть № Тема урока П/п 1 2 Бросок мяча по корзине с низу двумя руками и от груди с места. Эстафеты с элементами баскетбола. Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам Колво часов 1 1 Планируемая дата Фактическая дата 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Техника безопасности и правила поведения на занятиях по гимнастике. Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. Значение утренней гимнастики. Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног. Упражнения с сопротивлением Упражнения на развитие ориентации в пространстве Повороты направо, налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие Лазание по гимнастической стенке вверх-вниз разноименным способом, с одновременной перестановкой руки и ноги Лазание по гимнастической стенке вверх-вниз разноименным способом, с одновременной перестановкой руки и ноги Расхождение вдвоем поворотом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 при встрече на гимнастической скамейке Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке Упражнения с гимнастическими палками Упражнения для формирования правильной осанки Упражнения со скакалками Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 1 1 1 1 1 3 четверть № Тема урока П/п 1 Техника безопасности и правила поведения на уроках лыжной подготовкой 2 Совершенствование техники выполнения скользящего шага без палок и с палками 3 Прохождение отрезков на время от 200 до 300м 4 Прохождение отрезков на время от 200 до 300м Кол-во часов 1 1 1 1 Планируемая дата Фактическая дата 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Одновременный бесшажный ход Одновременный бесшажный ход Спуск в высокой стойке со склона, подъем «лесенкой» с соблюдением техники безопасности Поворот махом на месте Поворот махом на месте Одновременный двухшажный ход Одновременный двухшажный ход Повороты переступанием в движении Повороты переступанием в движении Обучение правильному падению при прохождении спусков Прохождение на лыжах за урок до 1 км Прохождение на лыжах за урок до 1 км Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» Игры на лыжах. Эстафеты. Инструктаж по технике безопасности. Прыжок в высоту. Подбор разбега и отталкивание, переход 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 планки, приземление. 20 21 22 Прыжок в высоту. Техника 1 выполнения прыжка способом «перешагивания Прыжок в высоту. Прыжок на результат Прыжок в высоту. Прыжок на результат 4 четверть № Тема урока П/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Бег на короткую дистанцию Бег на среднюю дистанцию (300 м) Прыжок в длину с полного разбега Прыжок в длину с полного разбега Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м Ходьба на скорость до 5 мин. в различном темпе с изменением шага Ходьба на скорость до 5 мин. в Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Планируемая дата Фактическая дата 10 11 12 13 14 различном темпе с изменением шага Ходьба на скорость до 5 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*30 м Эстафета 4*30 м Кроссовый бег до 500 м. Подведение итогов. 1 1 1 1 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ I. Библиотечный фонд: 1. Вайн X. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых / Пер. с ит.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2020 2. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, Н.И. Дереклеева. Москва: ВАКО,2019 3. Дружись со спортом и игрой, Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2019 4. Коротков И.М. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физической культуры. -М.: Просвещение, 2020 5. Легкая атлетика: организация и проведение однодневных соревнований под ред. Зеличенка В. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2019 6. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 2020. 7. Подвижные игры 5-10 классы, Ю.П. Патрикеев. - Москва: ВАКО, 2019 8. Справочник учителя физкультуры, П.А. Киселев, С.Б. Киселева. Волгоград: Учитель, 2019 9. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: Министерство просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. 10. Черенкова Е.Ф. Зимние праздники и игры для детей. - М.: ИКТЦ «Лада»,2019 11. Школьникова К.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры. 1-6 классы /Н. В. Школьникова, М. В. Тарасова. - М.: Издательство «Первое сентября», 2020. II. Интернет-ресурсы: Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/102l-0-13511 К уроку.ru. - Режим доступа: http://www.k-yroky.ru/load/71-l-0-6958 III. Демонстрационные материалы - методические плакаты - таблицы физической подготовленности IV. Технические средства - телевизор - магнитофон - ноутбук