МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ИВДЕЛЯ
РАССМОТРЕНО
Заместитель директора по УВР
________________________
Игошина О.Е.
Протокол № 51
от «30» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №2
________________________
Миклина Е.М.
Приказ № 23-У
от «01» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1169764)
Дополнительное образование «Шахматы»
для обучающихся 1-4 классов
г. Ивдель 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС НОО,
учебной программы на 2023/2024 учебный год и требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2
г. Ивделя с учѐтом:
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введение в
действие ФГОС НОО».
Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г.№
1241, от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного
приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».
Учебного плана МАОУ СОШ №2 г. Ивделя на 2023/2024 учебный год и Положения
о рабочей программе
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам
шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на
плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,
умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты
своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди
детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и
мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они
позволят создать столь необходимый для учѐбы в школе баланс. Практика показала, что
грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даѐт и одарѐнным детям, и
условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами.
Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно,
на уровне, доступном для ребенка. Исследования отечественных и зарубежных
психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо
сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как
указывает Я.А.Пономарѐв, "внутренний план действий". Проблема формирования
внутреннего плана действий остаѐтся одной из самых актуальных и на заре XXI века.
Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сенситивный период, т.е. тогда,
когда ребѐнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо
больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий
представляются шахматы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Цели программы:
- Обучить правилам игры в шахматы.
- Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
- Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
- Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Результаты освоения курса
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучениясчитается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
К концу учебного года дети должны знать/уметь:
Знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
Уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся
формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа
следующих результатов образования:
учреждения
предусматривает
достижение
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих
умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению “шахматы” является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,
а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и
понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки
планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик
направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень
сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие
коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребѐнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всѐм протяжении ее реализации.
Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет
строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных
задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной
обстановке.
Виды контроля:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется
педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в четверть в форме итоговая
аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования,
выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а
также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических
знаний.
Оценивание результатов:
По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):
Треугольник – удовлетворительно,
цветочек – хорошо,
звездочка – отлично.
Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
Содержание курса
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержаниевторого годаобучения включает непосредственно обучение шахматной игре,
освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством
выдающихся шахматистов.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной
доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не
только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых
возможностях и ограничениях. Кроме этого, учащимся предлагаются темы для
самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др.,
занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
№
Содержание
Формы и виды деятельности
Кол-во
часов
1
Происхождение шахмат.
Легенды о шахматах
2
Знать шахматные термины: белое и черное поле,
Обозначение горизонталей, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
вертикалей, полей
партнѐры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король,
2
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король, знать правила хода и
взятия каждой фигурой; различать диагональ,
вертикаль, горизонталь. Уметь ориентироваться
на шахматной доске, в шахматной нотации;
определять
последовательность
событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
2
Ценность фигур.
Определять и высказывать под руководством
Сравнительная сила фигур. учителя самые простые общие для всех людей
правила
поведения
при
сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных учителем ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и учителя,
как
поступить.
Учиться
работать
по
2
3
Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись
начального положения
5
Знакомство с легендами происхождения шахмат.
1
предложенному учителем плану.
7
8
9
10
11
12
13
15
Достижение материального В предложенных учителем ситуациях общения и
перевеса. Способы защиты. сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и учителя,
как
поступить.
Учиться
работать
по
предложенному учителем плану.
Защита.
В предложенных учителем ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и учителя,
как
поступить.
Учиться
работать
по
предложенному учителем плану.
Две ладьи против короля. Уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
Ферзь и ладья против
Донести свою позицию до других: оформлять
короля.
свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Ферзь и король против
Донести свою позицию до других: оформлять
короля.
свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Ладья и король против
Уметь проводить элементарные комбинации;
короля.
уметь планировать нападение на фигуры
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
Учебные положения на мат Учиться отличать верно выполненное задание от
в два хода в эндшпиле.
неверного, учиться совместно с учителем и
другими учащимися давать эмоциональную
оценку
деятельности
товарищей,
уметь
проводить элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур.
Учебные положения на мат В предложенных учителем ситуациях общения и
в два хода в миттельшпиле. сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и учителя,
как
поступить.
Учиться
работать
по
предложенному учителем плану.
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
Учебные положения на мат Учиться отличать верно выполненное задание от
в два хода в дебюте.
неверного, учиться совместно с учителем и
другими учащимися давать эмоциональную
оценку
деятельности
товарищей,
уметь
проводить элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур.
Матовые комбинации. Тема Учиться отличать верно выполненное задание от
отвлечения.
неверного, учиться совместно с учителем и
другими учащимися давать эмоциональную
оценку
деятельности
товарищей,
уметь
проводить элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур.
Матовые комбинации. Тема Учиться отличать верно выполненное задание от
завлечения.
неверного, учиться совместно с учителем и
другими учащимися давать эмоциональную
оценку
деятельности
товарищей,
уметь
проводить элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур.
Матовые комбинации. Тема Уметь проводить элементарные комбинации;
блокировки.
уметь планировать нападение на фигуры
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
Тема разрушения
Преобразовывать информацию из одной формы
королевского прикрытия. в другую: находить и формулировать решение
шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем). определять последовательность
событий; выявлять закономерности и проводить
аналогии.
Тема освобождения
В предложенных учителем ситуациях общения и
пространства и
сотрудничества, опираясь на общие для всех
уничтожения защиты.
простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и учителя,
как
поступить.
Учиться
работать
по
предложенному учителем плану.
Другие темы комбинаций и Уметь проводить элементарные комбинации;
сочетание тематических.
уметь планировать нападение на фигуры
приемов.
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
Комбинации, ведущие к
Учиться отличать верно выполненное задание от
достижению материального неверного, учиться совместно с учителем и
перевеса. Тема отвлечения. другими учащимися давать эмоциональную
Тема завлечения.
оценку
деятельности
товарищей,
уметь
проводить элементарные комбинации; уметь
1
1
1
1
1
1
1
1
планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур.
Тема уничтожения защиты. Преобразовывать информацию из одной формы
Тема связки.
в другую: находить и формулировать решение
шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем). определять последовательность
событий; выявлять закономерности и проводить
аналогии.
Тема освобождения
Уметь проводить элементарные комбинации;
пространства. Тема
уметь планировать нападение на фигуры
перекрытия.
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
Тема превращения пешки. Донести свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Сочетание тактических
Уметь проводить элементарные комбинации;
приемов.
уметь планировать нападение на фигуры
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
Патовые комбинации.
Уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры
противника,
организовать
защиту
своих
фигур.Слушать и понимать речь других.
1
29
Комбинации на вечный
шах.
1
30
Комбинации для
достижения ничьей.
Комбинации на вечный
шах.
Преобразовывать информацию из одной формы
в другую: находить и формулировать решение
шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем). определять последовательность
событий; выявлять закономерности и проводить
аналогии.
Учиться совместно с учителем и другими
учащимися давать эмоциональную оценку
деятельности
товарищей.
Определять
и
формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность
действий.
31
Типичные комбинации в
дебюте.
Учиться совместно с учителем и другими
учащимися давать эмоциональную оценку
деятельности
товарищей.
Определять
и
формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность
1
24
25
26
27
28
1
1
1
1
1
действий.
32
33
34
Типичные комбинации в
дебюте (усложненные
примеры).
Учиться совместно с учителем и другими
учащимися давать эмоциональную оценку
деятельности
товарищей.
Определять
и
формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность
действий.
Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
Повторение программного Преобразовывать информацию из одной формы
материала
в другую: находить и формулировать решение
шахматных задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем). определять последовательность
событий; выявлять закономерности и проводить
аналогии.
Повторение программного обобщать, делать несложные выводы; уметь
материала
проводить элементарные комбинации; уметь
планировать нападение на фигуры противника,
организовать
защиту
своих
фигур.
Уметьориентироватьсянашахматнойдоске,
в
шахматнойнотации
1
Итого количество часов
34
1
1
Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 2 штуки;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Литература
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
3. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.:
Всероссийский шахматный клуб,1969.
4. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной
игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
5. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
6. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
7. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
8. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
9. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
10. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
11. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
12. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
13. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
14. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические
рекомендации). / Ташкент: 1987.
15. Костьев А. Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
16. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
17. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
18. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
19. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
20. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.:
Просвещение, 2002.
21. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
22. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
23. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
24. Сухин И. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны. /
М.: Просвещение.1997.
25. Сухин И. Шахматы, первый год, или учусь и учу.