АРП по учебному предмету "Чтение"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ
к АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (в соответствии с ФГОС ОВЗ)
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя,
утвержденной приказом от 01.09.2018 г. № 14(у)/158

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ЧТЕНИЕ»
начальное общее образование
1 – 4 классы

Составитель:
Белоусова Н.И., учитель высшей категории

г. Ивдель
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
– федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –
АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1);
– авторской программы Аксѐнова А.К.;
– учебного плана МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя.
Рабочая программа ориентирована на учебник Аксенова А.К., Комарова С.В.,
Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
Основная
цель
обучения
чтению
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта), подготовки их к жизни в современном обществе
Задачи:
– развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
– формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них
интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями
детской литературы, сформировать навыки самостоятельного чтения книг, читательской
культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и
умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной
социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням:
минимальному и достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая
практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант
1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Предметные результаты:
– иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
– различать и узнавать звуки окружающей действительности;
– дифференцировать неречевые и речевые звуки;
– иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово,
предложение);
– уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
– преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную
форму под руководством учителя;
– классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний
предмет;

– подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и
др.);
– слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
– пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
– понимать различие между звуками и буквами;
– устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
– различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
– различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на
слоги;
– различать слово и предложение, слово и слог;
– определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
– осознавать слово как единство звучания и значения;
– соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
– определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
– соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
– составлять предложения из данных слов;
– составлять предложения по схеме;
– читать по слогам слова, предложения и короткие тексты.
Минимальный уровень:
– осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
– пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
– участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
– выразительное чтение наизусть 5 – 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
– чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
– ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли
текста после предварительного его анализа;
– чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
– определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
– чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
– пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
– выразительное чтение наизусть 7 – 8 стихотворений.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем
мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; произведении о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным
словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Речевая практика
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение.
Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и
др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы
«Это ...», «Познакомься, пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».

Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником»
и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я
хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста...», «Попросите,
пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...»,
«Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне...», «Можно я...».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо. имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в

экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых
ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений
обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за
порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе»,
«Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация,
уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к
ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Учебная
неделя

№
п/п

Название раздела, темы
Добукварный период

1
1 неделя
2
3
2 неделя
4
5
3 неделя
6
7
4 неделя
8
9
5 неделя
10
11
6 неделя
12
13
7 неделя
14
15
8 неделя
16
17
9 неделя
18
19
10 неделя
20

Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей
действительности
Различение неречевых звуков. Воспроизведение сказки
«Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации
Различение неречевых звуков. Воспроизведение сказки
«Колобок» с использованием элементов драматизации
Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим
изображением с последующим его «чтением»
Ознакомление с символом формы. Подбор слов к картинке
на сюжет сказки «Три медведя»
Подбор слов и их условно-графическая фиксация с
последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки
«Репка»
«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в
разбивку к картинке на сюжет сказки «Теремок»
Знакомство с понятием «предложение» и его условнографическим изображением
Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и
их детѐныши» с последующим кодированием и «чтением»
Составление слов и предложений по предметной картинке
«Зоопарк», их кодирование и чтение.
Знакомство с делением предложения, состоящего из
нескольких слов на слова, его условно-графическое
изображение и «чтение»
Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условнографическое изображение слов
Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и
по слогам
Выделение [а] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова
Выделение [у] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова
Выделение [о] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова
Выделение [м] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова
Выделение [с] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова
Выделение [н] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова
Дифференциация и условно-графическая запись слов
сходных по звучанию

Кол-во
часов
20 ч.

21
11 неделя
22
23
12 неделя
24
25
13 неделя
26
27
14 неделя
28
29
15 неделя

30
31

16 неделя
17 неделя

32
33
34
35

18 неделя
36
37
19 неделя
38
39
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя

40
41
42
43
44
45
46
47

24 неделя
48
49
25 неделя
50
26 неделя

51

Букварный период
Буквы А, а; выделение [а]. Буквы У, у; выделение [у]. Чтение
звукоподражательных слогов Ау, Уа.
Буквы М, м; выделение [м]. Составление и чтение закрытых
(ам, ум) и открытых слогов (ма, му).
Буквы О, о; выделение [о]. Составление и чтение обратных и
прямых слогов.
Буквы Х, х; выделение [х]. Составление и чтение обратных и
прямых слогов с буквами.
Буквы С, с; выделение [с]. Чтение и звуко-буквенный анализ
прямых и обратных слогов.
Буквы Н, н; выделение [н]. Дифференциация [м] и [н].
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Буква ы; выделение [ы]. Чтение слогов, слов и предложений
с изученными буквами.
Буквы Л, л; выделение [л]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами.
Закрепление пройденного материала.
Буквы В, в; выделение [в]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами.
Буквы И, и; выделение [и]. Дифференциация [и] и [ы].
Буквы Ш, ш; выделение [ш]. Составление, чтение слогов,
слов, предложений с буквами Ш, ш.
Дифференциация [с] и [ш].
Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ.
Буквы П, п; выделение [п], [п,]. Звуко-буквенный анализ
слогов и слов с опорой на схему.
Буквы Т, т; выделение [т], [т,]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами.
Буквы К, к; выделение [к], [к,]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами.
Буквы З, з; выделение [з], [з,]. Чтение предложений с опорой
на схемы и иллюстрации.
Буквы Р, р; выделение [р], [р,].
Дифференциация [р] и [л]. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами.
Буквы Й, й; выделение [й]. Дифференциация [и] и [ы].
Буквы Ж, ж; выделение [ж]. Дифференциация [ж] и [ш].
Буквы Б, б; выделение [б], [б,]. Дифференциация [б] и [п].
Буквы Д, д; выделение [д], [д,]. Дифференциация [д] и [т].
Буквы Г, г; выделение [г], [г,]. Дифференциация [г] и [к].
Буква ь. Чтение слов со стечением согласных.
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Буквы Е, е. Буква е – показатель мягкости предшествующего
согласного.
Буквы Я, я. Буква я – показатель мягкости предшествующего
согласного.
Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация [а] и
[я].
Буквы Ю, ю. Буква ю – показатель мягкости

46 ч.

52
27 неделя

53
54

28 неделя

55
56

29 неделя

57
58

30 неделя

59
60

31 неделя

61
62

32 неделя
33 неделя

63
64
65
66

предшествующего согласного.
Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация [у] и
[ю].
Буквы Ё, ѐ. Буква ѐ – показатель мягкости предшествующего
согласного.
Буквы Ч, ч; выделение [ч].
Чтение изученных слоговых структур. Практические
упражнения в чтении слов с ча и чу.
Буквы Ф, ф; выделение [ф], [ф,].
Закрепление пройденного материала. Дифференциация
слогов и слов с [в] и [ф].
Буквы Ц, ц; выделение [ц].
Закрепление пройденного материала. Дифференциация
слогов и слов с [ц] и [с].
Буквы Э, э; выделение [э].
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных
слоговых структур.
Буквы Щ, щ; выделение щ].
Чтение изученных слоговых структур. Практические
упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу.
Буква ъ.
Чтение и дифференциация слов с ь и ъ.
Закрепление пройденного материала. Чтение текстов.
2 класс

Учебная
неделя

№
п/п

Название раздела, темы
Осень

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

5 неделя

6 неделя
7 неделя

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Осень пришла – в школу пора
В.Голявкин «Все куда-нибудь идут»
«Мы рисуем»
Я.Аким «Грибной лес»
В.Дуров «Слон Бэби»
Б.Заходер «Птичья школа»
Н.Сладков «Осенние подарки»
«В парке»
М.Ивенсон «Падают, падают листья»
В.Корабельников «Осенний лес»
К.Ушинский «Всякой вещи свое место»
Д.Летнева «Хозяин в доме»
В.Голявкин «Зачем дети ходят в школу?»
А.Тумбасов «Серый вечер»
Почитаем- поиграем
А.Шибаев «Одна буква»
А.Усачев «Слоги»
С.Иванов «Дразнилка»
К.Чуковский «Черепаха»
Дж. Ривз «Шумный Ба-Бах»
«Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.

Кол-во
часов
14 ч.

6 ч.

8 неделя

21
22
23
24
25

9 неделя

10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя

14 неделя

15 неделя

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

В гостях у сказки
«Лиса и волк», «Гуси и лиса»
«Лиса и козел»
Л.Толстой «Мышка вышла гулять»
«Волк и баран»
С.Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого
волка»
«Рак и ворона» (литовская сказка)
«Заяц и черепаха» (казахская сказка)
«Благодарный медведь» (мордовская сказка)
«Как белка и заяц друг друга не узнали» (якутская сказка)
«Волк и ягненок» (армянская сказка)
«Умей обождать» (русская народная сказка)
«Умная собака» (индийская сказка)
«Я домой пришла!» Э.Шим.
Е.Чарушин «Кролики»
В.Лившиц «Баран»
Б.Житков «Храбрый утѐнок»
Э.Шим «Все умеют сами»
М. Бородицкая «Котенок»
В.Сутеев. «Три котенка»
К.Ушинский. «Петушок с семьей»
«Упрямые козлята»
В.Лифшиц «Пес»
Зима
Ой ты зимушка-зима! Я.Аким «Первый снег»
Э.Киселев «Большой снег»
Н. Калинина «Снежный колобок», «Снеговик новосел»
Е.Шведер. «Воробышкин домик», Г.Галина «Зимние
картинки»
Е.Самойлова «Миша и Шура»
Ш.Галиев «Купили снег»
Г.Юдин «Буратиний нос»
И.Токмакова «Живи ѐлочка!», «Про ѐлки» В.Сутеев
В.Галявкин. «Коньки купили не напрасно»
М.Пляцковский «Ромашки в январе»
«Мороз и заяц» (сказка)
«Вьюга» (литовская песенка), Г.Скребицкий «На лесной
полянке»
Что такое хорошо и что такое плохо
А. Митту «Коля заболел»
Д.Летнева «Подружки рассорились»
В.Голявкин «Вязальщик»
Г.Ладонщиков «Самокат»
Э.Киселева «Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик»
Е.Пермяк «Торопливый ножик»
В.Сухомлинский «Вьюга»
И.Бутмин «Трус»
В.Голявкин «Как я под партой сидел»
Б.Заходер «Петя мечтает»
В.Витка «Мед в кармане»

22 ч.

12 ч.

16 ч.

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя
30 неделя

31 неделя

32 неделя
33 неделя
34 неделя

В.Донникова «Канавка»
«Назло солнцу» (сказка)
А.Барто «Мостки», М.Дружинина «Песенка обо всѐм»
Л.Квитко «Лемеле хозяйничает»
И.Турчинина «Неряха»
Весна
71 Я.Аким «Весна идет», «Март»
72 Ю.Коваль «Невидимка», В.Берестов «Праздник мам»
73 В.Драгунский «Подарок к празднику»
74 «Снег и заяц» (сказка)
Г.Ладонщиков
«Помощники
весны»,
«Лягушонок»
75
М.Пришвин
76 Г.Ладонщиков «Весна», Е.Чарушин «Барсук»
С.Маршак «Весенняя песенка», И.Соколов-Микитов «На
77
краю леса»
78 В.Голявкин «Подходящая вещь»
79 М.Пляцковский «Деньки стоят погожие»
С.Козлов «Ручей и камень», «Как птицы лису проучили»
80
(сказка)
81 Т.Шарыгина «Вкусный урок»
82 С.Косенко «Почему скворец веселый?»
83 Э.Шим «Храбрый птенец»
84 М.Быков «Кому пригодилась старая Митина шапка»
Чудесное рядом
85 Г.Цыферов «Лосенок», О.Дриз «Игра»
86 Г.Цыферов «Удивление первое», Г.Снегирев «Осьминожек»
87 С.Козлов «Друзья», «Необыкновенная весна»
88 Э.Мошковская «Не понимаю», Г.Скребицкий «Кот Иваныч»
89 М.Пришвин «Золотой луг»
90 В.Бианки «Неродной сын»
91 Ю.Кушак «Подарок»
92 Я.Тайц «Всѐ здесь»
93 В.Бианки «Небесный слон»
Лето
94 Лето красное
95 И.Соколов-Микитов «Светляки»
96 «Петушок и солнышко»
97 «Петушок и солнышко». Закрепление
98 И.Гамазкова. «Прошлым летом»
99 С.Махотин «Поход»
100 Е.Пермяк «Раки»
101 В.Викторов «В гости к лету»
102 И.Мазнин «Отчего так много света?»
66
67
68
69
70

14 ч.

8 ч.

9 ч.

3 класс
Учебная
неделя
1 неделя

№
Название раздела, темы
п/п
1 Стихотворение. М. Садовский «Сентябрь».
2 По В. Воскобойникову «Веселая улица».
3 В. Берестов «Первое сентября». По В. Драгунскому «Завтра

Кол-во
часов

2 неделя

4
5

3 неделя
4 неделя

6
7
8
9
10
11

5 неделя

12
13
14
15

6 неделя

7 неделя
8 неделя
9 неделя

10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя

15 неделя

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

16 неделя

45
46

в школу»
По Э. Шиму «Пятерки», «Смешинка».
В. Берестов «Котенок хочет в школу». В. Бирюков «Кто
лучшим будет».
По В. Хомченко «Обида»
А. Аксенова «Наша учительница».
О. Высотская «Осень».
По Ю. Ковалю «Последний лист»
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…».
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». В. Степанов
«Воробей».
По А. Баркову «Лето на веревочке»
Е. Благинина «Улетают, улетели…».
По Э. Шиму «Ворона и синица». Г. Ладонщиков «В
октябре».
По Н. Сладкову «Страшный невидимка»
А. Плещеев «Осень наступила». По Н. Абрамцевой «Сказка
об осеннем ветре».
Н. Майданик «Доскажи словечко».
Мониторинг техники чтения. Ю. Тувим «Все для всех».
По Д. Габе «Работа». В. Орлов «Мои помощники».
По А. Потаповой «Бабушка и внучка».
Б. Заходер «Повара»
По М. Дружининой «Сюрприз».
О. Высотская «Маргаритка». По В. Хомченко «Пуговица».
Г. Ладонщиков «Портниха»
В.Осеева «Пуговица». По В. Голявкину «Как я помогал маме
мыть пол».
По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело».
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
По Е. Чарушину «Лисята».
По Н. Сладкову «Лисица и еж».
Е. Тараховская «Заяц». По М. Пришвину «Еж»
По А. Баркову «Материнская забота».
По Г. Снегиреву «Белек». В. Приходько «Пин и Гвин».
По Б. Житкову «Галка»
По В. Гаранжину «Куринный воспитанник».
По М. Тарловскому «Добрый волк».
По Н. Носову «Живая шляпа». По Н. Павловой «Котята»
В. Берестов «Кошкин щенок».
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русские народные сказки «Храбрый баран», «Лиса и
тетерев».
Украинская народная сказка «Овечка и волк».
Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы».
Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».
Французская народная сказка «Лиса и куропатка».
Абхазская народная сказка «Куцый хвост».
Удмуртская народная сказка «Глупый котенок»
Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!».

47
48
17 неделя

18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

22 неделя
23 неделя
24 неделя

63
64
65
66
67
68
69
70
71

25 неделя
26 неделя
27 неделя

72
73
74
75
76
77
78
79
80

28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз».
М. Садовский «Декабрь»
По Л. Воронковой «Как елку наряжали». С. Попов «В
новогоднюю ночь».
По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников».
По А. Потаповой «Такой вот герой»
С. Есенин «Зима». С. Суворова «Подарок».
По В. Голявкину «У Ники новые лыжи».
В. Шевчук «С прогулки»
По М. Быковой «Неудачная находка».
И. Суриков «Детство». По Е. Чарушину «Что за зверь?».
По Э. Шиму «Не стучать – все спят»
В. Степанов «Зайка». По Н. Сладкову «Еловая каша».
З. Александрова «Снежок».
По Е. Баруздину «Коллективная печка»
По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица».
По В. Хомченко «Птица-синица». Г. Ладонщиков «Дельный
совет».
По Л. Толстому «Косточка»
По С. Георгиеву «Праздничный стол».
В. Берестов «За игрой». С. Баруздин «Бревно».
А. Седугин «Как Артемка котенка спас»
По В. Осеевой «Подвиг».
По В. Бирюкову «Лесные доктора».
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
По В. Бирюкову «Весенняя песня».
Украинская народная песня «Веснянка». По Э. Шиму
«Сосулька».
Русская народная песня «Выгляни, солнышко».
С. Вербова «Мамин портрет».
П. Синявский «Разноцветный подарок».
А. Седугин «Тихо-тихо». Р. Сеф «Лицом к весне»
С. Вербова «Ледоход». По Р. Фархади «Сон медвежонка».
Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».
По В. Бианки «Заяц на дереве»
С. Погореловский «Наши гости».
По Г. Скребицкому «Скворушка». И. Белоусов «Весенняя
гостья».
По К. Ушинскому «Пчелки на разведках»
По А. Баркову «Тюльпаны». Р. Фархади «Перепутаница».
По Г. Остеру «Эхо».
В. Шибаев «Кто кем становится»
А. Усачев «Волшебный барабан».
М. Пляцковский «Шишки». По Ю. Степанову «Портрет».
М. Бородицкая «Булочная песенка»
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине».
По К. Ушинскому «Наше Отечество».
По Т. Кудрявцевой «Флаг России»
М. Ильин «Главный город страны».
В. Степанов «Песня».
А. Усачев «День Победы».

32 неделя
33 неделя
34 неделя

По С. Баруздину «Страшный клад»
По С. Алексееву «Тульские пряники».
А. Усачев «Что такое лето?».
По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»
М. Дружинина «Земляника».
По В. Хомченко «Куда исчез гриб?».
100 По В. Бианки «Еж-спаситель».
101 Р. Фархади «Жарко»
102 По Э. Шиму «Верное время».
94
95
96
97
98
99

4 класс
Учебная
неделя
1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

№
п/п

Название раздела, темы
Школьная жизнь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

День знаний
По Н. Носову «Снова в школу»
Э. Мошковская «Жил-был Учитель»
М. Пляцковский «Чему учат в школе»
По Ю. Ермолаеву «Поздравление»
По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила»
По Е. Ильиной «Шум и Шумок
В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок»
По Л. Каминскому «Три желания Вити»
В. Берестов «Читалочка»
По М. Бартеневу «Зарубите на носу»
Загадки
Обобщение по разделу «Школьная жизнь»
Время листьям опадать

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Н. Антонова «Жѐлтой краской кто-то»
По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка»
Е. Благинина «Подарки осени»
По Л. Воронковой «Лесные подарки»
А. Твардовский «Лес осенью»
По В. Путилиной «В осеннем лесу»
Н. Некрасов «»Славная осень!»
По Ю. Шиму «Отчего Осень грустна»
К. Бальмонт «Осень»
По Ю. Ковалю «Три сойки»
По Н. Сладкову «Холодная зимовка»
А. Плещеев «Скучная картина»
По О. Иваненко «Сказка про маленького жучка»
По К. Ушинскому «Пчѐлы и мухи»
По Г. Граубину «Время листья опадать»
Загадки.
Обобщение по разделу «Школьная жизнь»
Делу – время, потехе – час

31

Русская потешка «Пекла кошка пирожки»

Кол-во
часов
13 ч.
с

с

с

17 ч.
с

с

с

с

с
7 ч.

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя

20 неделя

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

Чешская потешка «Сенокос»
По Л. Пантелееву «Карусели»
По Н. Носову «Прятки»
Считалки
По М. Булатову «Жмурки»
Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час»
В мире животных
По К. Ушинскому «Бодливая корова»
По В. Бирюкову «Упрямый котѐнок»
По В. Гаранжину «Пушок»
По Е. Чарушину «Томка»
По Б. Житкову «Охотник и собаки»
По Л. Матвеевой «Чук заболел»
Г. Снегирѐв «Хитрый бурундук»
По А. Баркову «Барсучья кладовая»
По А. Дорохову «Гостья»
Г. Корольков «Игрушки лисят»
По Ю. Дмитриеву « Лиса»
Загадки
Общение по разделу «В мире животных»
Жизнь дана на добрые дела
Г. Ладонщиков «Миша-мастер».
По Е. Пермяку «Пичугин мост»
Загадки
В. Хомченко «Михаськин сад»
По С. Баруздину «Когда люди радуются»
Внеклассное чтение. Произведения о помощи людям
По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела»
Е. Благинина «Котѐнок»
В. Голявкин «Птичка»
Внеклассное чтение. Произведения о помощи животным
Обобщение по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Зима наступила
По Л. Воронковой «Снег идѐт»
А. Слащѐв «Снегурочка»
И. Суриков «Зима»
И. Суриков «Зима». Заучивание
С. Маршак «Декабрь»
По В. Сутееву Ёлка»
По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество»
М. Садовский «Где лежало «спасибо»
Проверка техники чтения
По Н. Носову «На горке»
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка»
А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились»
П. Головкин «Зимняя сказка»
Г. Скребицкий «Митины друзья
В. Бирюков «Снежная шапка»
По А. Тумбасову «В шубах и шапках»

с

13 ч.
с

с

с

с
11 ч.

с

с

21 ч.
с

с

с

с

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

28 неделя

29 неделя

109
110
111
112
113
114

30 неделя

115
116
117
118
119
120

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
По В. Бианки «Находчивый медведь»
По А. Спирину «Зимние приметы»
Загадки
Обобщение по разделу «Зима наступила»
Весѐлые истории
Внеклассное чтение веселых историй
По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»
Г. Остер «Одни неприятности»
М. Пляцковский «Однажды утром»
В. Бирюков «Почему комары кусаются»
С. Маршак «Вот какой рассеянный»
По О. Кургузову «Две лишние коробки»
Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?»
Обобщение по разделу «Весѐлые истории»
Внеклассное чтение. С. Маршак «Вот какой рассеянный»
Полюбуйся, весна наступает…
Внеклассное чтение о весне
В. Алфѐров «Март»
По Л. Фроловой «Восьмое марта»
Е. Благинина «Забота»
По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка»
По В. Бианки «Последняя льдина»
А. Плещеев «Весна»
По А. Баркову «Скворцы прилетели»
По Э. Шиму «Всему свой срок»
И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает»
По Ю. Ковалю «Весенний вечер»
По Ю. Дмитриеву «Опасная красавица»
Загадки
Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна наступает»
В мире волшебной сказки
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Сказка о серебряном блюдечке и
наливном яблочке»
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелѐный»
По Ш. Перро «Подарки феи»
Братья Гримм «Горшочек каши»
По В. Порудоминскому «Наши сказки»
Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «СивкаБурка»
Обобщение по разделу «В мире волшебной сказки»
Родная земля
М. Ильин «Царь-колокол»
С. Васильева «Город на Неве»
Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»
С. Вербова «Сочинение на тему»
По Л. Кассилю «Какое это слово?»
По Б. Никольскому «Главное Дело»

с

с
10 ч.

с

с
14 ч.
с

с

с

с
8 ч.

с

с
11 ч.

с

31 неделя

32 неделя

33 неделя

34 неделя

121 А. Усачѐв «Защита»
122 По Л. Кассилю «Никто не знает, но помнят все»
123 Т. Белозѐров «День Победы»
Внеклассное чтение. В. Степанов «День Победы», «Рассказ
124
ветерана»
125 Обобщение по разделу «Родная земля»
Лето пришло
126 С. Козлов «Ливень».
127 Г. Граубин «Тучка»
128 Н. Павлова «Хитрый одуванчик»
129 Е. Благинина «Одуванчик»
130 По А. Дорохову «Встреча со змеѐй»
131 А. Бродский «Летний снег»
132 В. Голявкин «После зимы будет лето»
133 О. Тарнопольская «Хозяюшка»
134 По А. Спирину «Летние приметы»
135 Проверка техники чтения
136 Обобщение по разделу «Лето пришло»

с

11 ч.
с

с

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».