МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (в соответствии с ФГОС ОВЗ)
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя,
утвержденной приказом от 01.09.2018 г. № 14(у)/158
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
начальное общее образование
1 – 4 классы
Составитель:
Белоусова Н.И., учитель высшей категории
г. Ивдель
2023 г.
Пояснительная записка
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой
практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как
средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» – развитие речевой
коммуникации для обучающихся с ОВЗ как способности использовать вербальные и
невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных
ситуациях.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
– способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
– корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
– формировать выразительную сторону речи;
– учить строить устные связные высказывания;
– воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов
с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них:
«аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и
организация высказывания»; «культура общения».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Минимальный уровень
– формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
– участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
– восприятие на слух сказок и рассказов;
– ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
– выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
– участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
– ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио– и телепередач.
Достаточный уровень:
– понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
– понимание содержания детских радио– и телепередач, ответы на вопросы учителя;
– выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
– активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– высказывание своих просьб и желаний;
– выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
– участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
– составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание курса
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение.
Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и
др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы
«Это ...», «Познакомься, пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником»
и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я
хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой .», «Как хорошо ты .»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста...», «Попросите,
пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...»,
«Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите...», «Можно мне...», «Можно я...».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо. имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых
ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений
обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за
порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе»,
«Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация,
уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к
ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Учебная
неделя
2 неделя
4 неделя
6 неделя
8 неделя
10 неделя
12 неделя
14 неделя
16 неделя
18 неделя
20 неделя
22 неделя
24 неделя
26 неделя
28 неделя
30 неделя
32 неделя
33 неделя
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Теремок
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
«Надо, надо умываться…»
Помощники
Весенние праздники
«Петушок и бобовое зернышко»
«Заячья избушка»
«Спокойной ночи!»
День Победы
«Доброе утро!»
2 класс
Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя
№
п/п
1
2
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
3
4
5
6
7
8 неделя
8
9 неделя
10 неделя
9
10
11 неделя
12 неделя
13 неделя
11
12
13
14 неделя
15 неделя
16 неделя
14
15
16
Название раздела, темы
Составление рассказа «День знаний»
Подготовка к составлению рассказов по теме «Истории о
лете»
Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.
Беседа «Любимые игры»
Сказка «Три поросѐнка»
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ.
Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой
на имеющиеся знания.
Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи
мне о школе»
Сказка «Три медведя»
Актуализация
содержания
сказки
«Три
медведя».
Выборочный пересказ.
Моделирование телефонных разговоров
Правила ведения телефонного разговора
Конструирование поздравлений и ответных реплик.
Дифференциация поздравлений.
Составление рассказа о праздновании дня рождения.
Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.
Подготовка письменных приглашений на новогодний
праздник
Кол-во
часов
17 неделя
17
18 неделя
18
19 неделя
20 неделя
21 неделя
19
20
21
22 неделя
23 неделя
22
23
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
24
25
26
27
28 неделя
29 неделя
30 неделя
28
29
30
31 неделя
31
32 неделя
33 неделя
34 неделя
32
33
34
Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты,
игры на празднике.
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне
запомнилось на новогоднем празднике?»
Моделирование диалогов по теме «Дежурство».
Составление рассказа по теме «План дежурства»
Конструирование предложений на тему «У меня появился
щенок»
Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок»
Коллективное составление рассказа по теме «Наша
столовая»
Составление поздравлений.
Создание видеопоздравления
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»
Закрепление содержания сказки. Пересказ с опорой на
иллюстрации
Обсуждение темы «Я записался в кружок!»
«Кот и лиса». Русская народная сказка
Великая Отечественная война. Беседа с опорой на
иллюстрации
Составление и произнесение поздравлений с торжественной
интонацией.
Создание видеопоздравления ветеранам
Введение в ситуацию по теме «Скоро лето!»
Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.
3 класс
Учебная
неделя
1 неделя
№
п/п
1
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
2
3
4
5
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
6
7
8
9
10
11
12 неделя
13 неделя
12
13
14 неделя
15 неделя
16 неделя
14
15
16
Название раздела, темы
Снова в школу. Составление предложений по схемам и
картинкам
Рассказы о летних каникулах
В библиотеке. Правила поведения
Мы собрались поиграть. В какие игры мы любим играть
Коллективное составление рассказа о правилах игры. Игры с
правилами
Хочешь со мной дружить?
Мой дом и моя семья
Телефонный разговор. Правила общения
Работа над стихотворением К. Чуковского «Телефон»
Я – пешеход
Отправляюсь в магазин. Какие бывают магазины. Правила
поведение в магазине
Моделирование диалогов между продавцом и покупателем.
Я – зритель. Моделирование диалогов между зрителем и
кассиром, зрителем и гардеробщиком. Правила поведения в
кинотеатре
Я в гостях
Я принимаю гостей
Сказка «Маша и медведь»
Кол-во
часов
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
17
18
19
20
21
22 неделя
22
23 неделя
23
24 неделя
25 неделя
24
25
26 неделя
27 неделя
28 неделя
26
27
28
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
29
30
31
32
33
34
Новогодние поздравления
Сказка «Снегурочка»
Сказка «Волк и семеро козлят»
Сказка «Гуси-лебеди»
Экскурсия. Общение с природой. Что «говорят» деревья,
цветы?
Какая сегодня погода? Где можно получить такую
информацию?
Учимся понимать животных. Беседа о домашних животных.
В зоопарке у зверей
Поздравляю маму и бабушку
Мы враги или друзья природы. Что даѐт нам природа?
Составление памятки о поведении в природе
Узнай меня! Описание внешности человека.
Речевое общение с друзьями и малознакомыми людьми
Привычки хорошие и не очень. Будь вежлив. Помогай
людям. Защити слабого.
Помни всегда номера экстренных телефонов
Интерпретация игры «Светофор»
Слушание коротких сказок и рассказов.
Сочиняем сказку.
Наш товарищ заболел
Здравствуй, лето!
4 класс
Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Название раздела, темы
Делимся новостями. Телевидение
Делимся новостями. Радио
Делимся новостями. Газета
Делимся новостями. Журнал
Я выбираю книгу. Экскурсия в школьную библиотеку.
Составление предложений по теме «Осень»
Составление предложений по теме «Листопад»
Культура общения с малознакомыми людьми
Игры с друзьями.
Игры с друзьями. Сюжетные картинки
Мы – писатели. Знакомство с правилами сочинения сказки
Мы – писатели. Закрепление
Рассказывание сказки «Петушок – Золотой гребешок»
Прослушивание сказки «Петушок – Золотой гребешок»
Составление предложений по теме «Зима»
Составление предложений по теме «Зима». Сюжетные
картинки
Сочиняем сказку.
Сочиняем сказку. Повторение
У телевизора. Знакомство с правилами
У телевизора. Работа диктора
Просмотр сказки «Буратино»
Просмотр сказки «Буратино». Обсуждение увиденного
Кол-во
часов
12 неделя
23
24
13 неделя
25
26
27
14 неделя
28
29
15 неделя
30
31
16 неделя
32
33
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
34
35
36
37
38
39
40
41
21 неделя
42
43
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Я за порогом дома.
Я за порогом дома. Переходы: наземный, подземный,
надземный
Экскурсия в школьную библиотеку.
Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления,
горя, радости.
Прослушивание
коротких
сказок
с
последующим
пересказом. «Бременские музыканты»
Прослушивание
коротких
сказок
с
последующим
пересказом. «Двенадцать месяцев»
Прослушивание
коротких
сказок
с
последующим
пересказом. Выставка книг
Составление предложений по теме «Весна»
Составление предложений по теме «Весна». Сюжетные
картинки
Культура общения с малознакомыми людьми. Сюжетные
картинки
Культура общения с малознакомыми людьми. Карточкисхемы
Знаки-помощники (не курить, переход, метро, мужской и
женский туалет, нельзя фотографировать)
Я в мире природы. Составление предложений
Я в мире природы. Сюжетные картинки
Играем в сказку. Волшебные сказки
Играем в сказку. Кукольный театр
Сочиняем стихотворение о животных.
Сочиняем стихотворение о природе.
В гостях у леса. Выбор правил поведения в заданных
ситуациях
В гостях у леса. Иллюстрации, видео-фильмы о лесе
Задушевный разговор. Использование тона голоса в
различных речевых ситуациях
Задушевный разговор. Использование мимики и жестов в
различных речевых ситуациях
Беседа «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»
Беседа «Мой старший друг. Почему с ним интересно?».
Составление предложений
Вместе в беде и в радости. Составление предложений
Вместе в беде и в радости. Сюжетные картинки
Приглашение. Использование тона голоса в различных
речевых ситуациях
Приглашение. Использование мимики и жестов в различных
речевых ситуациях
Я гость. Составление предложений
Я гость. Сюжетные картинки
Поздравляю! Использование тона голоса в различных
речевых ситуациях
Поздравляю! Использование мимики и жестов в различных
речевых ситуациях
Я дома. Знакомство с правилами
Я дома. Домашние хлопоты
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
57
58
59
60
61
62
63
64
33 неделя
65
66
34 неделя
67
68
Придумываем сказку о животных.
Придумываем сказку о волшебных предметах.
Придумываем сказку о людях.
Мой помощник телефон. Знакомство с правилами
Мой помощник телефон. Разыгрывание ситуаций
Составление предложений по теме «Лето»
Составление предложений по теме «Лето». Сюжетные
картинки
Лексическая тема: «Летние каникулы». Составление
предложений
Лексическая тема: «Летние каникулы». Сюжетные картинки
Лексическая тема: «Летние каникулы». Разыгрывание
ситуаций
Кукольный театр
Повторение изученного