АРП по учебному предмету "Математические представления"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ
к АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) (в соответствии с ФГОС ОВЗ)
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя,
утвержденной приказом от

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
начальное общее образование
1-4 класс

Составитель:
Камеко М.А., учитель первой категории

г. Ивдель
2021 г.

Пояснительная записка
Цель обучения математике – формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для
приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при
определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая
цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере
телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных
передач и многое другое.
Планируемые результаты
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
* Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
* Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
* Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность.
 Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой.
 Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
 Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах
10-ти.
 Умение обозначать арифметические действия знаками.
 Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько
единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
* Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными
деньгами и т.д.
* Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами.
* Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
* Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
*
Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять
время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Содержание курса
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).
Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа
цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10).
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной)
последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение
(вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на
увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на
увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде
арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в
пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение
денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение
простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен
денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз»,
наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение
однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по
ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение
предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их
назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение
предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по
глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание
линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты)
предметов линейкой.
Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар»,
«куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.
фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической
формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической
фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры
(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление
геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону
(трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры
(прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля
(частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины.
Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая
(левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в

пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу),
впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед,за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз,
вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в
середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя
(нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление
предмета (изображения) из нескольких
частей. Составление ряда из предметов
(изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка
следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание
смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным
промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера,
послезавтра, давно, недавно.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание
(различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по
возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до
получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Учебная
неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2класс
№
Название раздела, темы
п/п
Повторение. Первый десяток.
Числовой ряд 1 –10; 10 – 1. Присчитывание, отсчитывание
1
по единице.
2
Состав числа 5. Составление задач по рисунку.
3
Линии. Прямая линия и ее свойства.
4
Состав числа 6. Входная диагностическая работа.
5
Работа над ошибками. Состав числа 7.
Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. Замкнутые
6
и незамкнутые кривые линии.
7
Состав числа 8, 9, 10.
8
Решение примеров на сложение и вычитание в 2 действия.
9
Контрольная работа.
10 Работа над ошибками. Пересекающиеся линии.
11 Сравнение отрезков по длине.
Второй десяток.
12 Образование и сравнение чисел 11,12,13.
13 Образование и сравнение чисел 14,15,16.
14 Взаимное расположение предметов в пространстве.
15 Решение примеров и задач на сложение и вычитание.
16 Образование и сравнение чисел 17,18,19.
17 Вертикальные и горизонтальные прямые линии.
18 Решение задач в пределах 20. Образование числа 20.
19 Однозначные числа. Двузначные числа.
20 Контрольная работа.
21 Отрезок. Имя отрезка.

Кол-во
часов
11 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
57 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12 неделя
13 неделя

22
23
24
25
26

14 неделя

27
28

15 неделя
16 неделя

29
30
31
32

17 неделя
18 неделя

33
34
35
36

19 неделя

37
38

20 неделя
21 неделя

39
40
41
42

22 неделя
23 неделя
24 неделя

43
44
45
46
47
48

25 неделя

49
50

26 неделя

51
52
53

27 неделя
54
28 неделя
29 неделя

55
56
57
58

Вычитание десятка из двузначных чисел.
Решение примеров с разрядными слагаемыми.
Сравнение отрезков. Единицы длины.
Счет в пределах 20. Сравнение однозначного и двузначного
чисел.
Вычитание десятка из двузначных чисел.
Сравнение отрезков. Единицы длины. Мера длины –
дециметр.
Увеличение числа на несколько единиц.
Составление и решение примеров на сложение. Ломаная
линия.
Контрольная работа.
Дополнение задач недостающими данными.
Составление и решение примеров на уменьшение числа на
несколько единиц.
Задача, содержащая отношение «меньше на»
Уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач.
Луч. Солнечные и несолнечные лучи.
Решение и сравнение задач, содержащих отношения
«больше на», «меньше на».
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
Переместительное свойство сложения. Сложение удобным
способом.
Прямой угол. Вершина угла, его стороны.
Вычитание однозначного числа из двузначного.
Контрольная работа.
Работа над ошибками. Компоненты при вычитании.
Нахождение разности.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Прямая линия, луч, отрезок.
Получение суммы 20. Решение задач и примеров.
Прием вычитания вида 20 – 3.
Острый угол, имя острого угла. Имя тупого угла.
Получение суммы 20, вычитание из 20. Составление и
решение задач.
Обучение приему вычитания вида 17 – 12. Промежуточная
диагностическая работа.
Обучение приему вычитания вида 20 – 14.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Решение задач.
Контрольная работа.
Работа над ошибками. Тупой угол. Имя прямого угла.
Сложение чисел с числом 0. Угол. Элементы угла. Виды
углов.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода
через десяток
Действия с числами, полученными при измерении
стоимости.
Действия с числами, полученными при измерении длины.
Развернутый угол. Имя развернутого угла.
Действия с числами, полученными при измерении массы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30 неделя
31 неделя
32 неделя

59
60
61
62
63
64

33 неделя

65
66

34 неделя

67
68

Действия с числами, полученными при измерении ѐмкости.
Действия с числами, полученными при измерении времени.
Мера времени – час. Измерение времени по часам.
Контрольная работа.
Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении.
Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью
рисунка.
Прибавление числа 5. Решение примеров с помощью
рисунка и счетных палочек.
Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью
рисунка и счетных палочек.
Прибавление числа 7. Многоугольники.
Итоговая диагностическая работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
Учебная
неделя
1 неделя
2 неделя

3 неделя
4 неделя
5 неделя

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

6 неделя
7 неделя

12
13
14
15

8 неделя
16
17
9 неделя
10 неделя
11 неделя

18
19
20
21

Название раздела, темы
Повторение. Нумерация чисел в пределах 20.
Числовой ряд от 1 до 20.
Свойства чисел в числовом ряду.
Сравнение чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд.
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков.
Счѐт десятками до 100.
Контрольная работа № 1 по теме «Второй десяток».
Запись круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц,
их запись.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и
единицы.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и
единицы.
Откладывание числа в пределах 100 на счѐтах.
Числовой ряд 1-100.
Счѐт в пределах 100 (количественный и порядковый).
Присчитывание, отсчитывание по единице, равными
числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и
обратной последовательности).
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду.
Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц в пределах 100.
Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц в пределах 100.
Числа чѐтные и нечѐтные.
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р.
Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по
5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.).

Кол-во
часов
4 ч.
1
1
1
1
20 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

22
12 неделя

13 неделя

23
24
25
26
27

14 неделя
15 неделя

28
29
30
31

16 неделя

32

Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты
50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр.
Единица измерения массы: килограмм.

1

Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения ѐмкости: литр.
Единицы измерения времени: минута, год.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей
измерения.
Сравнение записей, полученных при счѐте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса.
Определение времени по часам с точностью до четверти
часа, до 5 мин.
Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел в
пределах 100».
Работа над ошибками по теме «Нумерация чисел в пределах
100».

8 ч.
1
1
1

Арифметические действия
17 неделя

33
34

18 неделя

35
36
37

19 неделя
38
39
40
20 неделя

21 неделя
22 неделя
23 неделя

41
42
43
44
45
46
47

24 неделя
25 неделя
26 неделя

48
49
50
51
52

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом
через десяток.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом
через десяток.
Нуль в качестве компонента сложения.
Умножение как сложение нескольких одинаковых
слагаемых. Знак умножения «х».
Замена сложения одинаковых слагаемых умножением,
замена умножения сложением.
Запись и чтение действия умножения.
Деление на две равные части, или пополам.
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей
(поровну),
запись
деления
предметных
совокупностей на равные части арифметическим действием
деления. Знак деления «:».
Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2.
Таблица деления числа на 2.
Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения и деления чисел на 3равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 4 равных частей в
пределах 20.
Таблица умножения и деления чисел на 5 равных частей в
пределах 20.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со
скобками.
Контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия
в пределах 100».

1
1

1
1
1
1
1
21 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53
27 неделя
54
55
28 неделя

56
57

29 неделя
30 неделя

58
59
60
61

31 неделя
32 неделя
33 неделя

62
63
64
65
66
67

34 неделя
68

Работа над ошибками. «Арифметические действия
в
пределах 100».
Арифметические задачи
Простые
арифметические
задачи
на
нахождение
произведения, частного (деление на равные части).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой,
количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия,
составленные из ранее решаемых простых задач.
Проверочная работа по разделу «Арифметические задачи».
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного
данному.
Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.
Обозначение точки пересечения буквой
Окружность, круг. Обозначение центра окружности буквой
О.
Построение окружности с помощью циркуля.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника
Четырѐхугольник.
Прямоугольник (квадрат).
Противоположные стороны прямоугольника, квадрата
Контрольная работа № 4 по теме: «Повторение пройденного
за год».
Повторение пройденного материала за год.

1
4 ч.
1
1
1
1
11 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
Учебная
Неделя

№
п/п

1 неделя

1
1

2 неделя

1
1
1

3 неделя
4

1
1
1
1

5
6
7
8

1
1
1
1
1
1
1

Название раздела, темы
Повторение. Нумерация чисел в пределах 100.
Нумерация чисел от 1 до 100.
Числа, полученные при измерении величин.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд (все случаи).
Входная диагностическая работа.
Меры времени.
Геометрический материал.
Замкнутые, незамкнутые кривые линии.
Окружность, дуга.
Ломаная линия.
Длина ломаной линии
Арифметические действия.
Умножение чисел. Таблица умножения числа 2
Деление чисел. Деление на 2.
Таблица умножения и деления с числом 2.
Сложение с переходом через разряд.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Вычитание двузначных чисел.

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
40
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25

26
27
28
29
30
31
32

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Вычитание двузначных чисел.
Таблица умножения числа 3.
Деление на 3.
Таблица умножения и деления с числом 3.
Таблица умножения числа 4.
Деление на 4.
Таблица умножения и деления с числом 4.
Таблица умножения числа 5.
Деление на 5.
Таблица умножения и деления с числом 5.
Таблица умножения числа 6.
Деление на 6.
Таблица умножения и деления с числом 6.
Прямоугольник.
Таблица умножения числа 7.
Увеличение числа в несколько раз.
Деление на 7.
Уменьшение числа в несколько раз.
Таблица умножения и деления с числом 7.
Квадрат
Таблица умножения числа 8.
Деление на 8.
Таблица умножения и деления с числом 8.
Промежуточная диагностическая работа
Меры времени.
Меры времени.
Таблица умножения числа 9.
Деление на 9.
Таблица умножения и деления с числом 9.
Пересечение фигур
Умножение 1 и на 1.
Деление на 1
Контрольная работа по теме «Арифметические
действия»
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления)
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Сложение с переходом через разряд.
Сложение с переходом через разряд.
Вычитание с переходом через разряд
Вычитание с переходом через разряд
Умножение 0 и на 0.
Деление 0 на число
Взаимное положение фигур.
Умножение 10 и на 10.
Умножение 10 и на 10.
Деление на 10.
Деление на 10.
Контрольная работа по теме «Письменные вычисления»
Нахождение неизвестного слагаемого.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

1
1
1
1

Нахождение неизвестного вычитаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Итоговая диагностическая работа
Повторение пройденного материала за год.

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».