МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Ивдельский ГО МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №2 по УВР г. Ивделя _________________ Игошина О.Е. _______________ Миклина Е.М. Протокол № 51 от «30» августа 2023 г. Приказ № 23-У от «01» сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3297194) учебного курса «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 классов г. Ивдель 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» для 10 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования изучается в 10 классе, как полидисциплинарный курс. Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности. Задачи курса: • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; • развивать познавательные потребности и способности, креативность, • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Планируемые результаты В рамках блока «Выпускник научится» учебно-исследовательская деятельность должна сформировать следующие умения: – уметь анализировать научное исследование по представленному описанию – указать проблему, указать используемые способы и средства проведения исследования, указать перечень полученных научных результатов; – по представленному описанию несложного эксперимента выделить наблюдаемый эффект, предложить объяснение наблюдаемого явления (свойства), перечислить бытовые ситуации, где наблюдается подобное явление, указать ситуации, где данная закономерность (или закон) используется для решения тех или иных человеческих нужд, назвать технические изобретения, которые были сделаны с использованием закона, проиллюстрированного в опыте; – формулировать вопросы познавательного характера по поводу объекта (явления, события), относящегося к той или иной области научного знания; – понимать смысл предлагаемых к обсуждению проблемных ситуаций, самостоятельно формулировать проблемный вопрос по предложенной проблемной ситуации; – отличать факты от суждений, мнений и оценок; – иметь опыт использования исследовательских методов – наблюдения, опытов, экспериментов (естественнонаучные методы); опросов, сравнительных описаний, интерпретации фактов (методы социальных и исторических наук); методов исследования математических объектов (методы точных наук); формулировать перечень исследовательских процедур по схеме «Как бы я изучал данный объект (явление, событие). В рамках блока «Выпускник получит возможность научиться»» учебноисследовательская деятельность должна сформировать следующие умения: – реконструировать текст параграфа учебника как результата ранее проведенного научного исследования – выделить познавательный (исследовательский) вопрос, на который отвечает параграф учебника, перечислить исследовательские процедуры, при помощи которых были получены знания, представленные в параграфе, самостоятельно провести демонстрационные эксперименты (в случае естественнонаучного исследования), подтверждающие справедливость представленных выводов; – проводить собственное исследование, а именно – самостоятельно определить цель исследования; при исследовании, опирающемся на теоретические положения – сформулировать гипотезу исследования; спланировать этапы исследовательской работы и выбрать необходимый инструментарий; оформить результаты; представить результаты исследования в обобщенном и структурированном виде широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования; – использовать методы математического моделирования при исследовании жизненных явлений. В рамках блока «Выпускник научится» проектная деятельность должна сформировать следующие умения: – планировать собственные действия по достижению конкретного результата в текущей деятельности; – по представленному описанию реального проекта восстанавливать логику и последовательность реализации социального (инженерного, творческого, инновационного) проекта, а именно – реконструировать образ ситуации, которую меняли\преобразовывали разработчики\реализаторы проекта, выделить перечень решаемых задач, обозначить полученные продукты и описать возникшие социокультурные эффекты; – оценивать ситуацию в классе, в школе, др. социальной группе, с точки зрения ее сильных и слабых сторон; формулировать взвешенные предложения по локальному улучшению ситуации; – осознанно выбрать тип профильного обучения в старшей школе. – задумывать, планировать и реализовывать проект социальной и иной направленности с оценкой необходимых ресурсов для его реализации и возможных рисков; В рамках блока «Выпускник получит возможность научиться» проектная деятельность должна сформировать следующие умения: – осмысленно читать публицистические и иные тексты, касающиеся проблем социально- экономического развития территории (например, той, где живет учащийся), выделять проблемы, формулировать идеи и предложения по их решению, с оценкой их возможных последствий; – оценивать ситуацию собственной жизни в контексте социо-культурных обстоятельств, предлагать варианты по улучшению ситуации; – ставить задачи по собственному саморазвитию и самосовершенствованию, сформировать план развития того или иного собственного качества; – сформировать собственную образовательную программу дополнительного образования в течение следующих двух лет в соответствии с выбранным профилем обучения и будущим профессиональным обучением. Содержание программы «Индивидуальный проект» 1. Введение – 3 часа Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнеспланы, исследовательские. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. 2. Этапы проектной (исследовательской) деятельности – 13 часов Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Критерии без отметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки работы. Презентация и защита замыслов проектов. Методические рекомендации по написанию и оформлению проектов. Структура проекта. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материала. 3. Проектная исследовательская деятельность – 14 часов Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. 4. Результаты проектной деятельности – 4 часа Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Введение 1 Этапы проектной (исследовательской) деятельности Проектная исследовательская деятельность Результаты проектной деятельности 2 3 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru 3 https://resh.edu.ru 13 https://resh.edu.ru 14 https://resh.edu.ru 4 0 34 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Проекты в современном мире 1 https://resh.edu.ru 2 Введение в исследование 1 https://resh.edu.ru 3 Требования к оформлению (исследовательской работы) 4 Определение типа проекта 1 https://resh.edu.ru 5 Выбор темы 1 https://resh.edu.ru 6 Определение цели проекта 1 https://resh.edu.ru 7 Формулирование задач проекта 1 https://resh.edu.ru 8 Выдвижение гипотезы 1 https://resh.edu.ru 9 Основные источники получения информации 1 https://resh.edu.ru 10 Источники информации. цитирования. 1 https://resh.edu.ru 11 Применение информационных технологий исследовании, проектной деятельности. 1 https://resh.edu.ru 12 Библиография, справочная литература, каталоги. 1 https://resh.edu.ru 13 Обработка результатов исследования 1 https://resh.edu.ru 14 Оформление работы 1 https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru 1 https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru Ссылки проектной https://resh.edu.ru 1 и правила в 16 Критерии оценки проектной и исследовательской работы Главные предпосылки успеха публичного выступления 17 Планирование работы 1 18 Корректировка плана в ходе выполнения работы 1 https://resh.edu.ru 19 Результаты и их обработка 1 https://resh.edu.ru 15 20 Формулирование выводов 1 https://resh.edu.ru 21 Организационно-консультационное занятие 1 https://resh.edu.ru 22 Оформление таблиц, рисунков 1 https://resh.edu.ru 23 Оформление ссылок, сносок, списка литературы 1 https://resh.edu.ru 24 Обработка результатов проекта или исследования 1 https://resh.edu.ru 25 Систематизация материала 1 https://resh.edu.ru 26 Создание и оформление паспорта проекта 1 https://resh.edu.ru 27 Групповые консультации 1 https://resh.edu.ru 28 Индивидуальные консультации 1 https://resh.edu.ru 29 Подготовка отчёта о работе 1 https://resh.edu.ru 30 Подготовка материала для доклада 1 https://resh.edu.ru 31 Предзащита проекта 1 https://resh.edu.ru 32 Публичная защита. Публичная презентация. 1 https://resh.edu.ru 33 Рефлексия Корректировка. 1 34 Подведение итогов. Анализ выполненной работы. проектной деятельности. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru https://resh.edu.ru 1 34 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Индивидуальный проект, 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение», 2021 г. • Проектная мастерская. Леонович А. В., Смирнов И. А.. Учебное пособие. Москва. «Просвещение», 2023 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • От реферативной к исследовательской и проектной деятельности. Методическое руководство для педагогов – научных руководителей по подготовке и написанию учащимися реферативных, исследовательских и проектных работ. / Нифонтов В. И. , Екатеринбург, 2021 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru