МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Ивдельский ГО МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №2 по УВР г. Ивделя _________________ Игошина О.Е. _______________ Миклина Е.М. Протокол № 51 от «30» августа 2023 г. Приказ № 23-У от «01» сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 650363) учебного предмета «Естествознание. Азбука экологии» для обучающихся 1 классов г. Ивдель 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Естествознание. Азбука экологии» составлена на основе авторской программы Т.В. Шпотовой по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для изучения данного учебного предмета в 1 классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по предмету «Естествознание. Азбука экологии» включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за первый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по предмету «Естествознание. Азбука экологии» на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучать экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Изучение предмета «Естествознание. Азбука экологии», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества; – формирование у школьников знания основ экологии; – формирование умения использовать полученные знания об экологии; – обучение работе индивидуально и в группе; отстаиванию своей точки зрения; – формирование умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; – воспитание чувство бережного отношения к природе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА ЭКОЛОГИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Естествознание. Азбука экологии», составляет 33 часа (один час в неделю): 1 класс – 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Здравствуй, чудо-природа! 1 раздел – «Я и природа» Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства. Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о природе. Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой. 2 раздел – «Братья наши меньшие» Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес. Демонстрация: Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным» Практическая деятельность: уход за домашними питомцами. 3 раздел – «Пернатые друзья» В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Демонстрация: С. Радзиевская «Круглый год», В. Бианки «Терентий – тетерев». И.Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам». Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?». 4 раздел – «Путешествие в мир леса» Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки» М.Пришвин «Разговор деревьев». А.Сладков «Азбука леса». Практическая деятельность: экскурсии в парк 5 раздел – «Экологическая тропа» Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ярославской области, реки и речушки своей местности. Демонстрация: Красная книга Ярославской области. Практическая деятельность: рисование. 6 раздел – «Зимний сад на окне» В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений. Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля. Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов. 7 раздел – «В мастерской художницы зимы» Мы рисуем зиму. Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски. Практическая деятельность: конкурс рисунков. 8 раздел – «Загадки животного мира» Демонстрация: Ф.Ибрагимова «Красота природы». Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. 9 раздел – «Секреты неживой природы» Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы. Демонстрация: глобус, теллурий. Практическая деятельность: игра «День и ночь». 10 раздел – «Наш досуг» Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей. Демонстрация: костюмы для праздников. Практическая деятельность: праздники ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Естествознание. Азбука экологии» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты: – понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде; – ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе; – принятие обучающимися правил здорового образа жизни; – развитие морально-этического сознания. Метапредметные результаты: Регулятивные: – понимать своё продвижение в овладении содержанием курса; – замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы. Познавательные: – овладение начальными формами исследовательской деятельности; – понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; – называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий, – сравнивать объекты, выделяя сходство и различия; – устанавливать правильную последовательность событий; – группировать различные предметы по заданному признаку. Коммуникативные: – участвовать в диалоге при выполнении заданий; – осуществлять взаимопроверку при работе в парах; – формирование коммуникативных навыков. Предметные результаты: – различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы; – называть характерные признаки времен года; – различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; – называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); – ухаживать и размножать комнатные растения; – интерес к познанию мира природы; – потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; – осознание места и роли человека в биосфере; – преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № № п/п Наименование разделов и тем программ Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Я и природа 4 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 2 Братья наши меньшие 4 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 3 Пернатые друзья 3 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 4 Путешествие в мир леса 5 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 5 Экологическая тропа 2 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 6 Зимний сад на окне 2 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 7 В мастерской художницы Зимы 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 8 Загадки животного мира 3 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 9 Секреты неживой природы 3 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 10 Наш досуг 5 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ Итого: 33 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 Экологическая тропа природного материала 2 осенней Всего экскурсии. Сбор Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ Как вести себя на природе 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 3 Природа в творчестве художников. Зарисовка и раскрашивание осенних деревьев и листьев 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 4 Практическое занятие. Осенняя гостиная 1 5 Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?» 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 6 Чем мы кормим домашних животных 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 7 Как ухаживать за своим питомцем 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 8 Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. «Домашние животные» 1 9 Местные виды птиц 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 10 Столовая для птиц. Изготовление кормушек 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 11 Экологическая викторина «Птицы – наши друзья» 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 12 Взаимосвязь растений и животных 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 13 Следы на снегу 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 14 Лес и наше здоровье. Дары леса 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 15 Природа – источник творческого вдохновения 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 16 Экскурсия в парк 1 Творческая мастерская. 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 17 Редкие и исчезающие виды растений и животных Свердловской области 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 18 Родники нашей местности 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 19 Комнатные растения. 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 20 Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исследовательская работа 1 21 «Красавица – зима». Конкурс рисунков 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 22 Любопытные факты о живой природе 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 23 Это интересно! Сбор информации о клестах 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 24 Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного теста «Звери в зимнем лесу» 1 25 Смена дня и ночи 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 26 Смена времен года 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 27 Наш друг – эхо. Экскурсия в парк 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 28 Экскурсия в природу. Экологическая «Сделаем берег реки чище!» 29 операция 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ Акция «Сделай двор чище!» (Озеленение школьного двора) 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 30 Коллективная работа «Изготовление и вывешивание скворечников» 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 31 Практическая работа «Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы» 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 32 Коллективная работа «Весенние цветы в вазе» 1 1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 33 Подведение итогов. Викторина 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ 0 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА – «Естествознание. Азбука экологии»: 1-й класс: учебник, 1 класс / Т.В. Шпотова Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.. – Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г. – Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи). – Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006. – Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996. – Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008. – Шакирова Т.Р. Птицы. 2007. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru https://infourok.ru/ https://uchi.ru/