МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Ивдельский ГО
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор МАОУ СОШ №2
по УВР
г. Ивделя
_________________ Игошина О.Е.
_______________ Миклина Е.М.
Протокол № 51
от «30» августа 2023 г.
Приказ № 23-У
от «01» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 650363)
учебного предмета «Естествознание. Азбука экологии»
для обучающихся 1 классов
г. Ивдель 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Естествознание. Азбука
экологии» составлена на основе авторской программы Т.В. Шпотовой по
экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей
ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым
(растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и
взаимодействии с природными объектами.
Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для изучения
данного учебного предмета в 1 классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты программы по предмету «Естествознание.
Азбука экологии» включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося за первый
год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по предмету «Естествознание. Азбука экологии» на уровне
начального общего образования составлена на основе требований ФГОС
НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача
сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. С развитием
цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более
мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как
экологический кризис. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей
и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы,
материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей
упорядоченно и естественно.
Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё
многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто
существования, но и развития человечества. Природу нужно изучать
экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река,
поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим
сообществом.
Изучение
предмета
«Естествознание.
Азбука
экологии»,
интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на
достижение следующих целей:
– воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному
достоянию человечества;
– формирование у школьников знания основ экологии;
– формирование умения использовать полученные знания об экологии;
– обучение работе индивидуально и в группе; отстаиванию своей точки
зрения;
– формирование умения контролировать свое поведение, поступки,
чтобы не причинить вреда окружающей среде;
– воспитание чувство бережного отношения к природе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. АЗБУКА
ЭКОЛОГИИ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Естествознание.
Азбука экологии», составляет 33 часа (один час в неделю): 1 класс – 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Здравствуй, чудо-природа!
1 раздел – «Я и природа»
Этот раздел программы направлен на формирование начал
экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка
закладывается
первоначальное
понимание
некоторых
аспектов
взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо,
нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек,
потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о
природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и
неживой природой.
2 раздел – «Братья наши меньшие»
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями
меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие
природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный
интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – «Пернатые друзья»
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто
встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за
поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская «Круглый год», В. Бианки «Терентий –
тетерев». И.Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам».
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц,
исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?».
4 раздел – «Путешествие в мир леса»
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много
примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки» М.Пришвин «Разговор
деревьев». А.Сладков «Азбука леса».
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – «Экологическая тропа»
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных
Ярославской области, реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ярославской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – «Зимний сад на окне»
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме,
где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в
доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети
учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и
занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных
растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – «В мастерской художницы зимы»
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для
рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – «Загадки животного мира»
Демонстрация: Ф.Ибрагимова «Красота природы».
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах,
оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – «Секреты неживой природы»
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети
раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра «День и ночь».
10 раздел – «Наш досуг»
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство.
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать
фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Естествознание. Азбука экологии» на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения
к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной
программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков,
схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки;
осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и
дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с
точки зрения экологической допустимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
№
п/п
Наименование разделов и тем программ
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Я и природа
4
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
2
Братья наши меньшие
4
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
3
Пернатые друзья
3
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
4
Путешествие в мир леса
5
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
5
Экологическая тропа
2
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
6
Зимний сад на окне
2
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
7
В мастерской художницы Зимы
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
8
Загадки животного мира
3
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
9
Секреты неживой природы
3
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
10
Наш досуг
5
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Итого:
33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
1
Экологическая тропа
природного материала
2
осенней
Всего
экскурсии.
Сбор
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Как вести себя на природе
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
3
Природа в творчестве художников. Зарисовка и
раскрашивание осенних деревьев и листьев
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
4
Практическое занятие.
Осенняя гостиная
1
5
Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?»
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
6
Чем мы кормим домашних животных
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
7
Как ухаживать за своим питомцем
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
8
Творческая мастерская. Объемное моделирование из
природных материалов. «Домашние животные»
1
9
Местные виды птиц
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
10
Столовая для птиц. Изготовление кормушек
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
11
Экологическая викторина «Птицы – наши друзья»
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
12
Взаимосвязь растений и животных
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
13
Следы на снегу
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
14
Лес и наше здоровье. Дары леса
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
15
Природа – источник творческого вдохновения
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
16
Экскурсия в парк
1
Творческая
мастерская.
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
17
Редкие и исчезающие виды растений и животных
Свердловской области
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
18
Родники нашей местности
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
19
Комнатные растения.
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
20
Влияние света на рост и развитие комнатных
растений. Исследовательская работа
1
21
«Красавица – зима». Конкурс рисунков
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
22
Любопытные факты о живой природе
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
23
Это интересно! Сбор информации о клестах
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
24
Зимовье зверей. Коллективная работа из солёного
теста «Звери в зимнем лесу»
1
25
Смена дня и ночи
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
26
Смена времен года
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
27
Наш друг – эхо. Экскурсия в парк
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
28
Экскурсия в природу. Экологическая
«Сделаем берег реки чище!»
29
операция
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Акция «Сделай двор чище!» (Озеленение школьного
двора)
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
30
Коллективная работа «Изготовление и вывешивание
скворечников»
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
31
Практическая работа «Пересадка и уход за
комнатными растениями в классном уголке
природы»
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
32
Коллективная работа «Весенние цветы в вазе»
1
1
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
33
Подведение итогов. Викторина
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
0
10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
– «Естествознание. Азбука экологии»: 1-й класс: учебник, 1 класс / Т.В.
Шпотова Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
– Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва.
Изд. “Педагогика”. 1975..
– Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга
РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
– Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
– Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки,
праздники). М. 2006.
– Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся
нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
– Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
– Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://infourok.ru/
https://uchi.ru/