МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. ИВДЕЛЯ РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 9 от 29 августа 2019 года) УТВЕРЖДЕНО приказом по МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя № 3-У от 02.09.219 Программа повышения объективности оценки образовательных результатов в МАОУ СОШ №2 г. Ивделя г. Ивдель 2019 2 Оценка качества образования - это система процедур, механизмов и инструментов, обеспечивающих не только собственно оценку, то есть получение данных о состоянии системы образования, но и управление качеством, то есть реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования. Оценка - характеристика результатов учебной деятельности по критериям их соответствия установленным требованиям. Применительно к учебному процессу оценка - определение степени успешности в освоении знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и выражаются числом баллов. Функциональная составляющая объективности оценки качества образования характеризуется: инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы региона, муниципалитета и т.д. в вопросах управления качеством образования; вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития оценки качества образования в МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя (далее - ОО). Цели и задачи Цели: повышение эффективности образования путем формирования устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов; совершенствование управления качеством образования, предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в ОО, а также выявление с помощью системы критериев и показателей зависимости между ресурсами, условиями обучения и его результатами. Задачи: сформировать механизмы обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур; выявить факторы и риски, влияющие на качество образования и способствующие достижению поставленных целей программы повышения объективности оценивания образовательных результатов; создать условия для формирования в ОО системы объективной внутришкольной оценки образовательных результатов; создать систему диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО; определить результативность образовательного процесса, эффективность учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов; принимать обоснованные управленческие решения; 3 оценить эффективность и полноту реализации методического обеспечения образовательного процесса; выделить ресурсы; обучить кадры. В основу функционирования программы объективности оценивания образовательных результатов положены принципы: целостности; иерархичности; объективности; достоверности; полноты и системности; оперативности (своевременности); открытости, прозрачности, гласности; активного взаимодействия с внешней средой; непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему оценки. Особенности реализации и условия применения Проблема объективной оценки носит ментальный характер и неразрывно связана с той управленческой практикой, которая распространена в системе образования Свердловской области. Основные мероприятия 1. Организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа. 2. Организация повышения квалификации учителей по вопросам школьного оценивания. 3. Формирование программ оценочных процедур с целью повышения заинтересованности всех участников образовательного процесса в использовании результатов региональных и федеральных оценочных процедур. 4. Формирование позитивной управленческой практики с приоритетом программ помощи перед практикой наказаний. 5. Разъяснительная работа с педагогами. 6. Организация наблюдения при проведении оценочных процедур в ОО. Ожидаемые результаты реализации Повышение уровня объективности оценки образовательных результатов Индикаторы и показатели реализации 1. 2. Показатель Способ оценки Индекс неподтверждения По данным ФИС ГИА и приема медалистов Индексы необъективности По данным ФИС ГИА и приема 4 3. 4. ВПР и ОГЭ Индексы необъективности По данным региональной аналитической КДР системы Результаты наблюдений в Экспертиза документации ОО при проведении оценочных процедур Риски реализации Преобладание административных методов обеспечения объективности оценки образовательных результатов над методами, связанными с формированием менталитета «честной оценки» и развитием практики помощи и поддержки педагогам с низкими результатами, может привести к обратному эффекту – усилению тенденций на закрытость и развитие латентных форм искажения результатов со стороны педагогов. Основные направления расходования финансовых средств: аналитическая работа при ОКО; обслуживание технологической платформы для проведения комплексного анализа данных в ОО; обеспечение выборочного контроля и перепроверок при проведении процедур ОКО. Меры, направленные на повышение объективности оценки образовательных результатов Основные подходы Для повышения объективности оценки образовательных результатов в МАОУ СОШ №2 г. Ивделя будут организованы комплексные мероприятия по трем направлениям: 1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры. 2. Выявление педагогов, показывающих необъективные результаты и профилактическая работа с ними. 3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов. План мероприятий повышения объективности оценивания образовательных результатов на 2019-2020 учебный год Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий. 1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам: 5 использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов; применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации; привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах процедуры; устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры. Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, необходимость соблюдения следующих требований: в качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся классов, принимающих участие в оценочной процедуре; учитель, ведущий данный предмет и преподающий в данном классе, не должен быть организатором работы и участвовать в проверке работ; родитель (близкий родственник), являющийся работником данной ОО не должен быть организатором оценочной процедуры и участвовать в проверке работ; проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию. 2. Организация контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством: привлечения независимых, общественных наблюдателей; организации видеонаблюдения. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов, применяются следующие меры: реализация в приоритетном порядке программ помощи детям, имеющим низкие результаты обучения, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты; применение мер административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах; использование для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками, только по желанию педагога; способствовать повышению заинтересованности педагога в использовании объективных результатов оценочных процедур. 6 ПРИЛОЖЕНИЕ к Программе повышения объективности оценки образовательных результатов в МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя План мероприятий повышения объективности оценивания образовательных результатов на 2019-2020 учебный год № п/п 1. Ответственный Направления деятельности, мероприятия исполнитель, соисполнители Изучение методологии проведения и результатов комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА Изучение методологии проведения комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА Сроки исполнения Изучение анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА в Российской Федерации 2. 3. сентябрь Зам. директора по УВР Изучение федерального и регионального планов повышения объективности образовательных результатов обучающихся Выявление педагогов и обучающихся с необъективными результатами и профилактическая работа с ними в течение 10 Анализ процента выполнения каждого календарных задания по каждой педагогу и учащемуся, дней после Зам. директора участвовавшим в оценочной процедуре, каждой по УВР относительно контрольной выборки ОО оценочной процедуры в течение 10 календарных Сравнения достигнутого уровня результатов дней после Зам. директора оценочной процедуры в ОО с уровнем каждой по УВР результатов ЕГЭ оценочной процедуры Меры по повышению компетентности руководящих и педагогических кадров по вопросам оценивания образовательных результатов обучающихся Оформление заявки в курсов ПК - для администрации – по вопросам анализа Зам. директора февраль и использования результатов оценки по УМР качества образования Обсуждение методологии проведения комплексного анализа результатов процедур март Администрация оценки качества образования и ГИА на 7 4. 5. педсоветах, заседаниях школьных методических объединений по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, по качеству образования Участие руководящих и педагогических работников в вебинарах и семинарах по Администрация организации подготовки к проведению постоянно оценочных процедур и ГИА, обучающих мероприятий по подготовке экспертов Обеспечение участия учителей - экспертов в работе предметных комиссий, в выборочной Администрация перепроверке работ участников оценочных постоянно процедур. Трансляция их опыта на заседаниях ШМО Организационные меры по повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся Включение в структуру анализа деятельности общеобразовательных Зам. директора организаций направлений комплексного август по УВР анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА Формирование контрольной группы ОО при проведении ВПР и ДКР для дальнейшего Зам. директора февраль анализа объективности проведения по УМР оценочной процедуры Обеспечение проведения проверки работ: Постоянно в - участников ВПР, школьного этапа ВсОШ, соответствии с региональных олимпиад – межшкольными графиком предметными комиссиями. проведения - участников муниципального этапа ВсОШ, ВсОШ, Администрация региональных олимпиад, муниципальных региональных диагностических работ, КПИ, олимпиад, репетиционного и муниципального ВПР, сочинения (изложения) – муниципальными Дорожной предметными комиссиями картой по подготовке к проведению ГИА Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов Оказание помощи педагогам с низкими Администрация результатами, имеющим профессиональные постоянно проблемы, у которых есть проблемы с организацией образовательного процесса Мониторинг применения мер Администрация январь, июль административного воздействия педагогам, 8 показывающим низкие результаты оценочных процедур (только в случае отсутствия положительной динамики в результатах в течение 2-х лет) Мониторинг использования педагогами результатов, показанных его учениками для оценки результативности своей еятельности Организация и проведение разъяснительной работы с педагогами по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации вышеперечисленных мер Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Администрация январь, июль Администрация 1 раз в квартал