Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя на 2023-2024 учебный год

ПРИНЯТО
заседанием педагогического совета
Протокол № 51
от «30» августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
____________/Е.М. Миклина
Приказ № 20-У
по МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
от «01» сентября 2023 г.

Учебный план
начального общего образования
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
№ 2 г. Ивделя
на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану начального общего образования
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
на 2023–2024 учебный год
Учебный
план
основной образовательной программы начального
общего образования МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя (далее – учебный план)
фиксирует
общий
объем
нагрузки,
максимальный
объем
аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов,
курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя. Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного
плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.15.2023 № 372. Вариант № 1 предназначен
для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском
языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок
освоения
образовательных
программ
начального
общего
образования. Продолжительность учебного года при получении начального
общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х
классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне
НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим
в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае –
по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
•
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один в
неделю – пять уроков;
•
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
2

величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ СОШ
№ 2 г. Ивделя выделено:
•
в 1-х классах – 21 час в неделю;
•
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года
составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1.
«Русский язык и литературное чтение».
2.
«Иностранный язык».
3.
«Математика и информатика».
4.
«Обществознание и естествознание ("Окружающий
мир")».
5.
«Основы религиозных культур и светской этики».
6.
«Искусство».
7.
«Технология».
8.
«Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной
(русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
включает учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение».
Изучение русского языка начинается в первом классе после периода
обучения грамоте в объеме 5 часов в неделю, литературное чтение – в объеме
4 часов в неделю с 1 по 4 класс.
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Русский язык и литература»: формирование первоначальных представлений
о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как
средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
3

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена английским
и немецким языками, который изучается со 2 по 4 класс в объеме 2 часов в
неделю. При изучении иностранных языков класс делится на подгруппы при
наполняемости класса 25 и более человек.
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Иностранный язык»: формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Предметная область «Математика и информатика» реализуются
предметом «Математика» в объеме 4 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Математика»:
развитие
математической
речи,
логического
и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Предметная область «Обществознание и естествознание
(окружающий мир)» реализуется с помощью учебного предмета
«Окружающий мир» по 2 часа в неделю с 1-4 класс. Основные
содержательные линии предмета представлены блоками: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Обществознание и естествознание (окружающий мир)»: формирование
уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и
светской этики» изучается в 4 классе в объеме 34 часа в год, по 1 часу в
неделю в течение всего учебного года.
На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модуль
«Основы светской этики».
Основные задачи реализации содержания предметной области «Основы
религиозных культур и светской этики»: воспитание способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
4

Формирование первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России
Предметная область «Искусство» включает два предмета –
«Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс.
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Искусство»: развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения
к окружающему миру.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом
«Технология», предмет изучается в объеме 1 час в неделю с 1 по 4 класс.
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Технология»: формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического
решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
Предметная область «Физическая культура» реализуется через
предмет «Физическая культура» объемом 2 часа в неделю.
Основные задачи реализации содержания предметной области
«Физическая культура»: укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов,
курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя, по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся:
✓ курс «Естествознание. Азбука экологии», 1-й класс (1 час в
неделю), – дополняет учебный предмет «Окружающий мир» и
направлен
на
формирование
у
детей
эмоциональноположительного отношения к природе и навыков поведения к ней;
воспитание чувства ответственности за свои действия в природе;
освоение элементарный знаний о закономерностях прохождения
природных процессов; развитие умений находить в окружающем
5

мире локальные проявления глобальных экологических проблем;
✓ курс «Основы финансовой грамотности», 2-3 класс (1 час в
неделю), – целью курса является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Внеурочное занятие «Разговоры о важном» реализуется объемом 1 час
в неделю за счет внеурочной деятельности с1 по 4 класс.
Внеурочное
занятие
«Театральный
кружок
«Маска»
на
иностранных языке» реализуется объемом 1 час в неделю за счет
внеурочной деятельности в 3 классе.
В
основе
обучения
по
Федеральным
государственным
образовательным стандартам лежит системно-деятельностный подход как
механизм достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования в контексте ФГОС НОО. Освоение образовательной
программы сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся – это регулярная
оценка педагогическими работниками уровня достижений обучающимися
установленных на определенных этапах образовательной деятельности
планируемых результатов освоения образовательных программ начального,
основного, среднего общего образования )далее – ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО).
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально
эффективным образом для достижения результатов освоения основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).
Текущий контроль осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть образовательной программы.
Текущему контролю подлежит успеваемость обучающихся 2-11
классов. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по
пятибалльной системе: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 –
неудовлетворительно, 1 – плохо.
В первых классах используется безотметочная система обучения и
качественная оценка успешности в освоении общеобразовательных программ
с целью адаптации обучающихся к условиям образовательного процесса.
На безотметочной основе осуществляется текущий контроль
успеваемости обучающихся по учебному предмету «Основы религиозных
культур и светской этики» (4 класс), где объектом оценивания становится
6

нравственная и культурологическая компетентность обучающегося,
рассматриваемые как универсальная способность человека понимать
значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни
человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию,
которая проводится в виде систематизированных упражнений и тестовых
заданий разных типов.
Текущий контроль успеваемости обучающихся педагог осуществляет в
соответствии со своими должностными обязанностями и тематическим
планированием реализуемой рабочей программой по учебному предмету.
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости
обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в
том числе в электронной форме, так и по запросу родителей (законных
представителей) обучающихся. Родители (законные представители) имеют
право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости
обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих
документов, подготовленной классным руководителем по запросу.
Родители (законные представители) имеют право на получение
муниципальной услуги «Предоставление информации о текущей
успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного
журнала успеваемости».
Промежуточная аттестация – это установление уровня освоения
образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 2х–4-х классов. Формами проведения промежуточной аттестации являются
годовая оценка. Годовая оценка формируется на основе результатов
текущего контроля и представляет собой результат четвертной аттестации в
случае, если учебный предмет, курс, дисциплина (модуль) осваивался
обучающимся в срок одной четверти, либо среднее арифметическое
результатов четвертных аттестаций текущего контроля) в случае, если
учебный предмет, курс, дисциплина (модуль) осваивался обучающимся в
срок более одной четверти.
Промежуточная аттестация на параллели 1 классов не проводится,
осуществляется
посредством
сопоставления
результатов
входной,
промежуточной и итоговой диагностик. При этом используется
безотметочная, уровневая шкала оценивания (критический, низкий, средний,
повышенный, высокий уровни).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации
обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в
том числе в электронной форме, так и по запросу родителей (законных
представителей) обучающихся.
7

Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую часть
образовательной программы, переводятся в следующий класс.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по
уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету,
курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз с момента образования
академической задолженности в сроки, определяемые приказом директора
школы. В указанный период не включаются время болезни обучающегося,
нахождение его в санатории и т.п.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС
НОО описаны в Положении о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ
СОШ № 2 г. Ивделя (утверждено 20.11.2020 г.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
на 2023–2024 учебный год
Учебные
Предметные

Количество часов в неделю

предметы

Всего

области
Классы

1²

2²

32

42

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Русский язык

5

5

5

5

40

Литературное
чтение

4

4

4

4

32
8

Иностранный язык

Математика
и информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология

Иностранный язык
(английский)

–

0/2

2/1

2/0

12/6

Математика

4

4

4

4

32

Окружающий мир

2

2

2

2

16

1

2

Иностранный язык
(немецкий)

Основы религиозных
культур и светской этики
Модуль «Основы
светской этики»
Изобразительное
искусство

1

1

1

1

8

Музыка

1

1

1

1

8

Технология

1

1

1

1

8

2

2

2

2

16

20

22

22

23

174

Физическая
Физическая
культура
культура
Итого (5-тидневная учебная неделя)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Естествознание. Азбука экологии

1

Основы финансовой грамотности
Недельная нагрузка при 5-тидневной учебной
недели

21

2
1

1

4

23

23

23

180

1

1

1

8

Внеурочная деятельность
Разговоры о важном

1

Театральный кружок «Маска» на иностранном
языке

1

2

Всего к финансированию
(5-тидневная учебная неделя)

22

24

25

24

190

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».