Программа работы с одаренными детьми

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
№ ____________ от _______________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
__________________ Т. В. Силкина

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 2
г. Ивделя
на 2017 - 2021 гг.

г. Ивдель
2017 г.

Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..………….……3
Проблемно-ориентированный анализ………………………………………………………………4
Моделирование системы работы с одарѐнными детьми…………………………………………..6
Этапы реализации Программы …………………………………………………………….………..9
Ресурсное обеспечение……………………………………………………………………………….11
Основные направления деятельности коллектива школы по реализации Программы .………..13
Основные мероприятия по реализации Программы……………………………………………..…18
Мониторинг…………………………………………………………………………….……………...20
Литература………………………………………………………………………………………….…..21

Введение
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества
становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарѐнных детях сегодня
– это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи
с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарѐнных детей в
различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодѐжь обеспечат тот потенциал
ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере
Свердловской области. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает
внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых
школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребѐнка,
стимулирования и выявления достижений одарѐнных ребят».
Важность этой задачи требует комплексного подхода к еѐ решению, создания целостной
системы работы с одарѐнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в
особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
Создание условий для оптимального развития одарѐнных детей, чья одарѐнность на
настоящий момент может быть ещѐ не проявившейся, а также способных детей, в отношении
которых есть серьѐзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей,
является одним из главных направлений нашей гимназии.
Положительная динамика в работе педагогов школы в данном направлении привела к
возникновению проблем своевременного выявления, поддержки и сопровождения одарѐнных и
способных детей (речь идѐт об интеллектуально, творчески, спортивно одарѐнных детях). Их
решение обеспечивает программа работы с одарѐнными детьми в школе. «Программа работы с
одаренными детьми» представляет собой подпрограмму Программы развития школы на 2017-2021
годы, включающая деятельность всего коллектива школы для создания условий развития
одаренных детей.
Цель программы: совершенствование системы деятельности педагогического коллектива
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя по развитию интеллектуальных, творческих способностей
обучающихся, развитию одарѐнности.
Ожидаемые результаты:
 Формирование системы работы с одаренными обучающимися.
 Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации
обучающихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических
конференций, семинаров, системы дополнительного образования.
 Творческая самореализация выпускника школы.
 Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ.
 Повышение квалификации педагогов.

Проблемно-ориентированный анализ
Анализируя работу МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя по итогам 2015-2016 учебного года, можно
сделать выводы, что педагогический коллектив достиг заметных результатов по
совершенствованию системы учебно-воспитательного процесса, развитию проектноисследовательской деятельности:
 В учебный процесс успешно внедряются информационные технологии, технологии
личностно ориентированного обучения, проектные технологии;
 В течение года проходила методическая работа, в рамках которой педагоги
обменивались опытом работы, овладевали современными приѐмами и формами
организации учебных занятий;
 40% педагогического коллектива имеют высшую и первую квалификационную
категорию, что позволяет обеспечить высокое качество образования;
 Обусловлены высокие результаты, достигнутые обучающимися школы на
предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, фестивалях: Гуро Виктория (3
класс) – 2 место, Гужавина Варвара (4 класс) – 1 место, Лыгорев Евгений (7 класс) –
2 место, Ужегов Максим (7 класс) – 2 место, Зайцева Дарья (9 класс) – 2 место,
Редозубов Кирилл (9 класс) – 3 место - стали призерами муниципальной Научнопрактической конференции «Человек в зеркале культуры». По результатам
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, проведенного в
рамках XIIV Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» победителя и
призерами стали по технологии Кузнецова Мария (7 класс) – 3 место, Карпиза
Ксения (9 класс) – 3 место, Боярских Анастасия (10 класс) – 3 место, Хлопкова
Ольга (11 класс) – 2 место; по английскому языку Лыгорев Евгений (7 класс) – 3
место, Марчук Александра (8 класс) – 3 место; по физической культуре 19 человек.
В различных дистанционных олимпиадах и конкурсах («Инфознайка», «Львенок»,
«Спасатели», Международная олимпиада по основам наук, «Летопись», «Лисенок»)
велико число призовых мест.
 С 2010 года в МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя действует система работы с одарѐнными
детьми, включающая различные субъекты образовательного процесса и виды
деятельности.
Однако в работе с обучающимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий,
учебно-познавательный потенциал, есть недостатки:
 Существует проблема выявления одарѐнных детей, поскольку в повседневной жизни
мы часто не замечаем одаренности ребенка, а если и замечаем, то порой не даем
ребенку раскрыться и проявить свою индивидуальность;
 Одарѐнные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия
дифференцированного обучения, из-за недостатка учебных программ, в которых
предусмотрены индивидуальные возможности усвоения знаний;
 Требует развития профессиональная компетентность педагогических работников по
работе с одарѐнными детьми.
Для решения названных проблем необходимо квалифицированное педагогическое
взаимодействие.
Только системное и комплексное решение обозначенных проблем может иметь следствием
эффективность деятельности педагогического коллектива гимназии по выявлению, развитию и
поддержке одарѐнных детей.

На основе проблемно-ориентированного анализа работы МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя с
одарѐнными детьми вытекают задачи:
 повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и
психологической поддержки одарѐнных детей;
 создать условия для широкого проявления разнообразных способностей
обучающихся школы;
 сформировать эффективную образовательную среду для развития одарѐнных детей в
виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных
образовательных маршрутов, индивидуальных программ;
 обеспечить участие одарѐнных детей в разнообразных образовательных событиях
высокого качественного уровня, успехи в которых признаются вузами;
 обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений
школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.

Моделирование системы работы с одарѐнными детьми
Высшей целью профессиональной деятельности педагогический коллектив считает
формирование личности одарѐнного ученика с опорой на положительные стороны его натуры,
природные задатки и склонности. Поэтому для МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя обучение знаниям,
умениям и навыкам, формирование базовых компетентностей, воспитание черт характера и
качеств личности, развитие способностей, склонностей и интересов являются обязательными,
равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами образовательного процесса.
Обучение одаренных детей в школе должно проходить на основе принципов индивидуализации и
дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Индивидуализация обучения может осуществляться с помощью индивидуального учебного
плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам. Работа по
индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагает
использование современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок
может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
В начальной школе выявление и поддержка одаренных детей осуществляется во
внеурочной деятельности по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, художественно-эстетического и проектная деятельность.
В 5-6 классах с целью более основательного и последовательного изучения вопросов,
связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных
условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, в вариативной части учебного плана за счѐт часов школьного компонента выделен 1 час
на предмет «Культура безопасности жизнедеятельности»; с целью интеллектуального развития
обучающихся, гуманизации личности, формирования жизненной стратегии личности, обеспечения
возможности понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде в
учебный план вводится изучение предмета «Граждановедение» в объеме 1 часа в неделю; с целью
решения задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, соблюдения преемственности
в обучении в учебном плане 5-х классов предусмотрено изучение предмета «Информационная
культура» в объеме 1 часа; с целью формирования у обучающихся комплексного, системного и
социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей предусмотрено
изучение предмета «Природа Земли» в объеме 1 часа; с целью развития познавательных мотивов,
направленных на получение знаний о растительном мире природы, овладения умениями
применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, методами
исследования природы предусмотрено изучение предмета «Растительный мир планеты» в
объеме 1 часа.
Для обучающихся 7-11 классов в учебном плане МАОУ СОШ № 2 реализуется работа с
одаренными по следующим направлениям:
а) организация групповых занятий: русская грамматика – 7, 8, 9, 10, 11 классы, основы
профессиональной деятельности – 9, 11 классы;
б) составляющие регионального компонента, которые преподаются как отдельные курсы:
информационная культура – 7, 8, 10 классы;
в) предметы и курсы, вводимые в связи с основным направлением развития школы: культура
безопасности жизнедеятельности – 7, 9 классы.
Во внеурочном блоке учебного плана школьный компонент направлен на предвузовскую
подготовку обучающихся (факультативные курсы): основы генетики и геномики - 10 классы, основы
химической технологии и методика решения расчетных задач - 10, 11 классы, общая и региональная
экология - 11 класс, уравнения и неравенства – 10, 11 классы.

Занятия по свободному выбору: факультативы, спецкурсы, курсы по выбору, в особенности
в малых группах, – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать
дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это делает
возможным учет различных потребностей и способностей одаренных детей.
Активно внедряется в образовательный процесс такая форма работы с одаренными детьми,
как организация исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества
обучающихся «Перспектива», где обучающимся предоставляется не только возможность выбора
направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в
предмете.
Ученики школы обучаются операциям «проектной деятельности», которые выглядят как
соавторство в изучении каждого из предметов, вырабатывают исследовательские навыки,
формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска, они свободно
ориентируются в научной и любой другой информации. Школьник свободен в самореализации, в
творчестве, может проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и т.д.
Указанная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у
обучающихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью
программы учебных предметов должны включать раскрытие личностных стратегий,
нравственного поступка, стоящих за научным открытием.
Одарѐнный ученик получает образование в школе под непосредственным
четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких учителей, команды учителей,
работающих в данном классе, психолого-педагогической среды школы в целом и уклада школьной
жизни. Индивидуально-личностное педагогическое общение даѐт ученику опыт диалога, уважения
и статусного общения. Командное педагогическое общение даѐт ученику опыт кооперации,
ответственного выбора, субординации. Благоприятный психолого-педагогический климат дает
ученику положительный опыт взаимодействия в разновозрастном и разнонаправленном по
интересам коллективе. Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции МАОУ
СОШ № 2 г. Ивделя, даѐт ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.
Отметим основные тенденции в развитии системы образования одарѐнных детей в МАОУ
СОШ № 2 г. Ивделя:
 Формирование
образовательной
системы
школы
путѐм
обеспечения
интегрированности воспитания и обучения; повышение воспитательного потенциала
обучения (в том числе усиление гуманитарной и практической направленности
учебных дисциплин);
 Воспитание обучающихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и
законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в
деятельности различных творческих и общественных объединений;
 Реализация принципа участия семей в воспитательном процессе, повышение роли
индивидуальных занятий с одарѐнными обучающимися, обеспечение профилактики
школьной и социальной дезадаптации одарѐнных детей, укрепление здоровья детей
средствами физкультуры и спорта.
Если в школе будет создана система поддержки одарѐнных детей, включающая в себя все
перечисленные компоненты, тогда одарѐнный ребѐнок, зная о своих способностях, уникальных
качествах, данных ему природой, будет проявлять самоуважение и уважение к окружающим,
будет жить в ладу с внешним миром, извлекая для себя максимум пользы и активно развиваясь.
Критерии эффективности реализации программы работы с одарѐнными детьми:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к
которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями,
увеличение числа таких детей.

Этапы реализации программы
2017-2018 учебный год – проектировочный
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными
обучающимися в школе.
Задачи:
 Мониторинг одарѐнности.
 Развитие банка данных об одарѐнных детях.
 Обновление банка олимпиадных заданий по предметам и разноуровневых заданий
для проведения интеллектуальных конкурсов.
 Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
 Разработка и уточнение программы работы с одаренными обучающимися.
 Разработка структуры управления программой, должностных инструкций,
распределение обязанностей.
 Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
 Организация системы дополнительного образования.
2018-2019 учебный год – подготовительный.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
Задачи:
 Диагностика склонностей обучающихся.
 Составление индивидуальных маршрутов обучения одарѐнных детей.
 Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми
обучающимися.
 Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
 Разработка индивидуальных программ по отдельным предметам.
 Совершенствование системы научно-исследовательской деятельности обучающихся.
 Разработка методические рекомендации по работе с обучающимися: по основам
учебного исследования, по проведению классных часов, интеллектуальных игр и
марафонов.
 Сохранение традиции работы с портфолио обучающихся.
 Повышение квалификации педагогов.
2019-2020 учебные годы – переход в режим функционирования
Цель: реализация системы работы с одаренными обучающимися.
Задачи:
 Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности.
 Анализ промежуточных итогов реализации программы.
 Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах
обучения в гимназии.
 Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
 Введение в практику работы рейтинга обучающихся.
2020-2021 учебный год – аналитический отчет.
Цель: проанализировать данные для коррекции дальнейшей работы с одаренными детьми.
Задачи:

 Создание банка педагогического опыта в работе с одарѐнными детьми.
 Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одарѐнными детьми»

Ресурсное обеспечение программы
«Программа работы с одаренными детьми на 2017–2021 гг.» предполагает следующее
обеспечение системы работы с одарѐнными детьми.
Нормативно-правовое обеспечение:
- соответствующие федеральному Положению о всероссийской олимпиаде школьников
региональные и муниципальные нормативные правовые акты (Положение о региональном этапе
всероссийской олимпиады школьников в Свердловской области, Положение о муниципальном
этапе всероссийской олимпиады школьников в муниципальных органах управления образованием,
Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в образовательных
учреждениях, пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с
этими положениями);
- федеральные положения об олимпиадах и конкурсах, включѐнных в федеральные
перечни, областные регламенты и положения;
- пакет региональных концептуально-программных документов по работе с одарѐнными
детьми,;
- пакет положений о работе с одарѐнными детьми и талантливой молодѐжью.
Финансово-экономическое обеспечение:
- введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и
результативно организующих работу с одарѐнными детьми;
- формирование общественного фонда поддержки одарѐнных детей.
Материально-техническое обеспечение:
- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий,
библиотеки, спортивного зала, производственных мастерских для работы с одарѐнными детьми;
- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одарѐнными
детьми;
- оснащение инвентарѐм и расходным материалом творческих объединений детей.
Научно-методическое обеспечение:
- осуществление научных исследований по теме одарѐнности;
- проведение научно-методических семинаров и научно-практических конференций по
проблемам работы с одарѐнными детьми;
- разработка вариативных программ для индивидуального обучения;
- создание методической копилки, включающей учебные пособия, рекомендации, авторские
разработки и т.п., по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей
- создание и поддержка функционирования постоянно действующей консультационной
службы для родителей одарѐнных детей.
Информационное обеспечение:
- использование в работе с одарѐнными детьми фондов библиотеки, Интернет-ресурсов;
- освещение работы с одарѐнными детьми в средствах массовой информации;
- размещение материалов об одарѐнных детях на сайте школы;
- издание сборников интеллектуально-творческих работ обучающихся.
Организационное обеспечение:

- формирование школьной базы данных об одарѐнных детях и талантливой молодежи;
- выявление одарѐнных детей и талантливой молодежи через разнообразные
образовательные события;
- участие в региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;
- функционирование научного общества обучающихся в школе;
- проведение конкурсов социально-значимых проектов;
- создание школьного фонда поддержки талантливой молодежи;
- проведение школьной конференции;
- проведение ежегодного интеллектуального марафона;
- проведение многожанрового фестиваля художественного творчества обучающихся.
Кадровое обеспечение:
- повышение квалификации через курсовую подготовку учителей, работающих с
одарѐнными детьми;
- привлечение к работе с одарѐнными детьми специалистов в отдельных областях
деятельности, творческих людей.

Основные направления деятельности коллектива школы по реализации Программы
Направление

Условия реализации

Предполагаемые результаты

Управленческая деятельность
Перестройка
управления Осуществление социально- Оформление
нормативноучебно-воспитательного
педагогического
правовой базы гимназии
процесса
мониторинга
с
целью
систематизации
нормативно-правовой базы
Обновление
образования

содержания Конструирование учебного Соответствие
содержания
плана гимназии с учѐтом образования
задачам
перспектив
развития Программы
работы
с
одарѐнных детей
одарѐнными детьми

Освоение
современных
педагогических технологий:
личностно
ориентированных,
сотрудничества и др.

Апробация инновационных
технологий,
мониторинг
эффективности
их
применения

Создание
модели
педагогической деятельности с
обеспечением
комфортных
условий для всех субъектов
образовательного процесса

Создание
Создание
комфортных
здоровьесберегающей среды. условий обучения
Социальная
защита
обучающихся

Соблюдение
требований
здоровьесберегающих
технологий,
организация
питания и отдыха детей

Организационно-педагогическая деятельность
Определение уровня целей и Анализ работы школы с Планирование
деятельности
задач, содержания работы с талантливыми
и школы
по
реализации
одарѐнными детьми
способными обучающимися Программы
работы
с
одарѐнными детьми
Организация
индивидуальных планов и
консультаций для одарѐнных
детей

Приказ
по
школе. План работы с одарѐнными
Составление
детьми, утверждение на МС.
индивидуальных планов и
графиков
работы
с
одарѐнными детьми

Анализ
диагностики
и
мониторинга
качества
знаний
обучающихся,
определение
индивидуальной работы

Определение
динамики Составление
сравнительных
академической успешности таблиц и диаграмм
по предметам, выявление
причин
затруднений
обучающихся,
факторов
интеллектуального роста

Планирование
системы Эффективность
Составление
интеграции основного и конструирования учебного планирования

комплексного
работы
с

дополнительного
плана
и
образования как условие дополнительного
полноценного личностного образования
развития ученика

системы одарѐнными детьми с учетом
интеграции
основного
и
дополнительного образования

Работа с родителями
Создание
условий
для
равноправного
взаимодействия школы и
семьи в развитии личности
талантливого школьника

Дни
открытых
дверей,
тематические лекции для
родителей, индивидуальные
консультации, привлечение
родителей к участию в
проектноисследовательской
деятельности

Вовлечение родителей в жизнь
школы,
оказание
благоприятного воздействия на
реализацию
способностей
детей

Изучение социального заказа
родителей одарѐнных детей с
целью
определения
направлений сотрудничества

Анкетирование,
индивидуальные
консультации, беседы
родителями

Составление
программы
работы с родителями
с

Осуществление
Участие в общешкольных Организация и проведение
взаимодействия родителей и мероприятиях
совместных мероприятий
обучающихся
с
целью
развития интеллектуальных,
творческих способностей в
ходе участи в системе
дополнительного
образования
Осуществление совместной
работы
педагогического
коллектива
школы
и
родителей
по
созданию
условий
успешности
обучения одарѐнных детей

Проведение тестирования, Участие в общешкольных,
предметных
экскурсий, муниципальных, региональных
профориентационных
мероприятиях
мероприятий

Здоровьесберегающая деятельность
Диагностирование
уровня Мониторинг здоровья
физической
подготовленности
и
здоровья одарѐнных детей

Составление карты здоровья

Анализ
заболеваемости Медицинский
осмотр, Паспорт
здоровья,
обучающихся и выявление заполнение
пасторта аналитические справки
их причин
здоровья ученика
Рациональная организация Посещение
уроков, Оформление
диаграмм
и
учебной деятельности и проверка
документации, рекомендаций для педагогов

снижение
обучающихся

перегрузок изучение
дозировки
домашних заданий

Проведение
Подготовка и обсуждение Внесение предложений в план
профилактической
работы постановлений с участием работы школы
против вредных привычек
представителей НОУ
Осуществление контроля за Соблюдение
санитарно- Создание условий организации
выполнением норм СанПиН гигиенических требований учебно-воспитательного
проведения
учебных процесса,
предупреждение
занятий, анализ расписания заболеваемости
занятий
Основные направления образовательной деятельности обучающихся школы
Форма

Задачи

Содержание деятельности

Факультатив

Учет
индивидуальных
возможностей обучающихся.
Повышение
степени
самостоятельности обучающихся.
Расширение
познавательных
возможностей обучающихся.
Формирование
навыков
исследовательской, творческой и
проектной деятельности.

Выполнение
программ
школьного компонента с
учетом
индивидуальных
запросов
обучающихся,
обеспечения углубления по
предметам

Ученическая
конференция

Развитие умений и навыков
самостоятельного
приобретения
знаний на основе работы с научнопопулярной, учебной и справочной
литературой.
Обобщение
и
систематизация
знаний по учебным предметам.
Формирование
информационной
культуры обучающихся.
Формирование коммуникативной
культуры

-Неделя науки и творчества;
-Оформление
портфолио
обучающихся;
-Создание
сборника
выступлений обучающихся
на конференции

Представление широкого спектра
форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к
изучению
образовательной
области.
Развитие творческих способностей
обучающихся.

-День Знаний
-День открытых дверей
-Программа
проведения
предметных недель

Предметная
(декада)

неделя

Школьное
сообщество

научное

Привлечение
обучающихся
к
исследовательской, творческой и
проектной деятельности.
Формирование аналитического и
критического
мышления
обучающихся
в
процессе
творческого поиска и выполнения
исследований.

Заседания НОУ
Анкетирование
Диагностика
Олимпиады
Мастер-классы
Интеллектуальный марафон
Неделя науки
Ученический
форум
«Умники и умницы»

Кружки,
объединения

студии,

Развитие творческих способностей
обучающихся.
Содействие в профессиональной
ориентации.
Самореализация обучающихся во
внеклассной работе.

Программы, планирование
деятельности
Диагностика интересов
Творческие отчеты
Выступления, участие в
конкурсах, проектах

Организация исследовательской деятельности обучающихся в школе
1 – 4
классы

Подготовительный этап:
Формирование
навыков
научной
организации труда.
Вовлечение
в
активные
формы
познавательной деятельности.
Формирование
познавательного
интереса.
Выявление способных обучающихся

Формы:
Урок.
Конференция «Мой проект»
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
Секции.
НОУ «Перспектива»

5-7
классы

Творческий этап:
Совершенствование навыков научной
организации труда.
Формирование
познавательного
интереса.
Творческое развитие обучающихся.
Индивидуальная работа со способными
школьниками.

Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Конференция
Кружки.
Секции.

8-9
классы

Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной
организации труда.
Развитие
и
расширение
познавательных
интересов
обучающихся.

Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.

10-11
классы

Формирование
исследовательских
навыков.
Развитие информационной культуры
обучающихся.

Конференция
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке
программ, проектов и выполнению
рефератов.
Элективные курсы (9 классы).
Спецкурсы

Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских
навыков.
Совершенствование информационной
культуры обучающихся.
Самостоятельное
применение
обучающимися знаний умений и
навыков.

Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы
Научно-практическая конференция.
Профильные спецкурсы.
НОУ.
Индивидуальная работа по разработке
программ, проектов и выполнению
рефератов и исследовательских работ.

Основные мероприятия по реализации программы
Этап

Мероприятия программы

2017-2018
учебный год -

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материальнотехнических условий по работе с одаренными обучающимися за предыдущие
годы
Участие в муниципальном и региональном туре предметных олимпиад.
Описание системы работы с одаренными обучающимися
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения одарѐнных
детей.
Мониторинг учебной мотивации школьников
Диагностика одаренности обучающихся
Разработка «Программы работы с одаренными детьми».
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2018-2019
учебный год

Научно-методический семинар для педагогов школы «Исследовательская
деятельность обучающихся» (по плану семинара).
Разработка индивидуальных программ для эксклюзивного обучения.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными
обучающимися.
Проведение работы по предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов.
Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования
школьников.
Участие в городской научно-практической конференции школьников.

2019-2020
учебный год

Диагностика склонностей обучающихся.
Организация деятельности школьного музея
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными
обучающимися.
Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
Разработка методических рекомендаций.

2020-2021
учебный год

Творческие отчеты
Мониторинг результативности
Аналитический отчет
Подведение итогов работы коллектива по выполнению «Программы работы с
одаренными детьми»

Мониторинг
Ход реализации Программы работы с одарѐнными детьми предполагает систематическое
обсуждение, анализ и коррекцию на всех управленческих уровнях: предметном методическом
объединении, совещании при заместителе директора, при директоре, научно-методического
совета, педсовета.
Сбор и анализ статистических отчѐтов.
Составление промежуточных аналитических отчѐтов по реализации Программы.
Критерии

Исследуемые аспекты

Форма представления

Изучение
запросов
родителей
одарѐнных
детей
с
целью
определения
направлений
совместной
работы
школы,
родителей и их детей

Запросы родителей
одарѐнных обучающихся

Перечень рейтинга
запросов родителей и
обучающихся

Осуществление совместной работы
педагогического коллектива школы
и
родителей
талантливых
школьников по созданию условий
успешности обучения таких детей

Участие родителей в
создании условий
успешности обучения
одарѐнных детей

Перечень мероприятий,
осуществляемых
родителями

Определение
уровня
здоровья
одарѐнных
обучающихся
для
обучения в рамках разработанной
программы

Группа здоровья
одарѐнных детей

Отчѐт

Отбор педагогических
Оценка педагогических технологий,
технологий, позволяющих
используемых при организации
решать поставленные
учебного процесса
задачи

Отчѐт

Выявление
уровня
психологического
комфорта
одарѐнных детей в ученическом
коллективе

Психологическое
состояние обучающихся

Графическое изображение

Изучение
уровня
обучающихся

Психологическое
состояние обучающихся

Графическое изображение

Создание условий для
самореализации
обучающихся

Графическое изображение

тревожности

Анализ участия одарѐнных детей в
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях,
фестивалях
творчества, соревнованиях

Литература
Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.– 68 с.
(электронный вариант в медиацентре УИПК ПРО)
Табарданова Т.Б. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в
общеобразовательных учреждениях: учебно-методическое пособие.– Ульяновск: УИПКПРО,
2004.– 80 с. (электронный вариант в медиацентре УИПК ПРО).
Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А.
Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой . - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, 2007.
- 128 с.
Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети.// Вопросы психологии.– 1988.–
№ 4.
Новикова,Т.Г, Прутченков, А.С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений
ученика». / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. - № 2. - 2005. С. 11-19.
Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения //
Юридический журнал директора школы. - № 2. - 2008. - С. 10-11.
Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия,
1996.– 416 с.
Учителю об одаренных детях: пособие для учителя / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.
Панова.– М.: Молодая гвардия, 1997.– 354 с.
Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К., Перлетт К. Идентификация одаренных
обучающихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности.// Вопросы
психологии.– 1996.– № 1.– С. 97-107.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».